Ил-62 (по кодификации НАТО: Classic) — первый советский реактивный межконтинентальный пассажирский самолёт, разработан в ОКБ им. Ильюшина в 1960, с учётом мировых требований к воздушным судам такого класса, для замены самолётов Ту-114. Относится к категории реактивных пассажирских самолётов «второго поколения». Первый полёт совершил в 1963. В эксплуатации с 1967. Производился серийно в 1966—1995. Всего было выпущено 276 самолётов. Треть всех выпущенных машин поставлялась на экспорт в социалистические страны, в первую очередь на Кубу. Борт (RA-86495) был построен в 2009 году для ВВС России.
На самолёте Ил-62 было установлено несколько мировых рекордов по скорости и дальности полёта. В течение нескольких десятилетий Ил-62 служил и служит в качестве правительственного («борт № 1») — в СССР, Российской Федерации, Украине.
На сегодняшний день в России в коммерческой эксплуатации не осталось самолетов этого типа; они летают только в ВВС и специальном летном отряде "Россия".
История создания
Разработка Ил-62 была начата в начале 1960-х годов, когда Аэрофлотом были выработаны требования к дальнемагистральному самолёту, способному совершить беспосадочный перелёт из Москвы в Хабаровск и Гавану.
Прототип Ил-62 СССР-06156 с двигателями АЛ-7 тягой по 7500 кгс впервые поднялся в небо 2 января 1963 под командованием В. К. Коккинаки. Двигатели АЛ-7 уже на втором прототипе СССР-06153 1964 сменили на новые НК-8 (9500 кгс), а позже — на модифицированные НК-8-4. Испытания продолжались 4 года, и в середине 1967 года самолёт поступил в эксплуатацию. С 1969 года в ОКБ им. Ильюшина приступили к разработке модифицированного варианта Ил-62М. Новый вариант, под обозначением Ил-62М-200, отличается (от исходного Ил-62): усиленной конструкцией планера; двухщелевыми закрылками (вместо однощелевых); увеличенным диапазоном углов перестановки стабилизатора и автоматизацией его управлением; улучшенной конфигурацией носков руля высоты; включение интерцепторов в проводку управления по крену; новыми центральными узлами штурвального управления; усовершенствованной системой управления; более мощными и экономичными ТРДД Д-30КУ, улучшенной аэродинамикой гондол двигателей; размещением в киле дополнительного топливного бака ёмкостью 5000 литров; новым турбоагрегатом ТА-6А; существенно усовершенствованным навигационным оборудованием. В результате, взлётная масса самолёта Ил-62М-200 возросла со 160,5 т., у Ил-62 до 164,7 тонн, на 4000 кг.
Лётные испытания самолёта Ил-62М были проведены в 1970—1972 годах. В январе 1973 года он поступил в эксплуатацию. Самолёты Ил-62М используются на наиболее протяжённых маршрутах. В 1975 году на нём был выполнен перелёт из Москвы в Сиэтл (США) через Северный Полюс.
В 1978 году появился вариант Ил-62МК, отличавшийся усиленной конструкцией крыла и новой компоновкой пассажирской кабины, рассчитанной на перевозку до 186 пассажиров. Максимальная взлётная масса была доведена до 167 тонн, а полезная нагрузка — почти до 23 тонн.
Эксплуатация
Самолеты семейства Ил-62 серийно выпускались в 1969—1995 годах на авиационном заводе в Казани. Всего было построено 290 самолётов: 3 прототипа (построены в Москве), 94 Ил-62 и 193 Ил-62М и Ил-62МК. Из этого количества 81 самолёт был изготовлен для экспорта в страны соцлагеря: Ангола, Венгрия, ГДР, КНДР, КНР, Куба, Мозамбик, Польша, Чехословакия.
К началу 90-х годов четырёхдвигательный узкофюзеляжный дальнемагистральный лайнер морально устарел, расход керосина на перевозку одного пассажира оказывался слишком большим, и эксплуатация Ил-62 стала малорентабельной. Массовое списание и вывод из эксплуатации Ил-62 начались во второй половине 1990-х годов, в 2005 от Ил-62 отказался Аэрофлот, когда-то его крупнейший оператор. В конце 2008 года в связи с кризисным состоянием ряда авиакомпаний прекратилось использование самолётов этого типа для регулярных пассажирских авиаперевозок в России.
По состоянию на начало 2012 года в эксплуатации остаётся 27 Ил-62: 14 в России, 4 в КНДР, по 2 на Украине, в Иране и в Ливии, по одному в Судане, Гамбии и Казахстане. Практически все самолёты используются для выполнения правительственных, грузовых и чартерных рейсов. Остальной выпуск Ил-62, по данным того же источника, распределяется так: разбилось — 18 (всего аварий, повлекших списание, — 23; см. ниже) порезано на металлолом — 174 на хранении — 67, из них 12 машин в качестве музейных экспонатов, кафе, ресторанов, памятников.
Перспективы
С учётом того, что Ил-62 в силу своих органических конструктивно-компоновочных особенностей, практически не имеет пределов для модернизации: возможность установки любых самых совершенных двигателей, обновление всех видов оборудования, перепроектирование крыла — он не будет иметь конкурентов в качестве специализированного межконтинентального самолёта в том числе и министерского. Широкофюзеляжные дирежаблеподобные лайнеры использовать для этих целей — не экономично.
Тип дальнемагистральный пассажирский самолёт Разработчик ОКБ Ильюшина Первый полёт 3 января 1963 Начало эксплуатации 1967 Статус эксплуатируется Основные эксплуатанты СЛО «Россия» (5) ВВС России (5) Годы производства 1966—2009 Единиц произведено 276
|