Ил-38 (по кодификации НАТО: May) — противолодочный самолёт, разработанный в ОКБ Ильюшина на основе пассажирского Ил-18В. Самолёт предназначен для самостоятельного или совместного с противолодочными кораблями поиска и уничтожения подводных лодок, для морской разведки, поисково-спасательных операций, постановки минных заграждений.
Первый полёт выполнен 27 сентября 1961 года. Серийное производство машины осуществлялось на машиностроительном заводе №30 «Знамя труда» (расположенном вблизи Центрального аэродрома на Ходынском поле в Москве) с 1967 до середины 1970-х. Всего построено 65 машин.
Конструкция
Ил-38 — четырёхдвигательный цельнометаллический моноплан с низкорасположенным трапециевидным прямым крылом, традиционным однокилевым оперением и трёхстоечным шасси. По сравнению с Ил-18, на Ил-38 в средней части фюзеляжа оборудованы два грузоотсека для средств поиска и поражения подводных лодок. Крыло смещено вперёд на три метра, под кабиной находится обтекатель антенны РЛС поисково-прицельного комплекса «Беркут-38». В корме машины, за хвостовым оперением расположен обтекатель датчика магнитометра.
Силовая установка — четыре ТВД АИ-20М серии 6И с воздушными винтами АВ-64 серии 04А. В хвостовой части фюзеляжа установлена турбогенераторная установка (ВСУ) ТГ-16. Топливная система общей ёмкостью 35153 литра авиакеросина ТС-1.
Впервые в практике советского самолётостроения на Ил-38 была применена бортовая цифровая вычислительная машина «Пламя-264», в составе поисково-прицельного комплекса «Беркут-38», разработанного НИИ-131.
Экипаж
Экипаж Ил-38 состоит из семи человек: два пилота (командир корабля, помощник командира корабля), штурман-навигатор, штурман-оператор РЛС, оператор самолётного приёмного индикаторного устройства (СПИУ), бортинженер, бортрадист. Оборудование
Пилотажно-навигационная система «Путь-4Б-2К»; Автопилот АП-6Е Навигационный прибор АНП-3В Курсовая система ТКС-П Радиокомпас АРК-Б Поисково-прицельная система «Беркут-38»; Магнитометр АПМ-60 или АПМ-73.
Часть самолётов (около 12) прошла модернизацию по применению более современных радиогидробуев РГБ-16. Для этой цели на самолёт установили аппаратуру «Изумруд», в составе которой 68 канальное приёмное устройство «Волхов», аппаратура обработки и отображения информации, блоки сопряжения с ППС «Беркут».
Вооружение
Средства поиска ПЛ — ненаправленные радиогидролокационные буи РГБ-1, пассивные направленные РГБ-2, автономные гидроакустические пассивно-активные станции РГБ-3, РГБ-16 (144 РГБ-1, 10 РГБ-2, 3 РГБ-3). Средства поражения ПЛ — две противолодочные торпеды АТ-1 или АТ-2 или АПР-1 или АПР-2. Противолодочные бомбы, морские мины, спасательные контейнеры КАС, морские маркеры (ориентирные морские авиабомбы ОМАБ-12Д) и т. д.
Оборонительное стрелково-пушечное вооружение — отсутствует.
Модификации
Ил-38SD - модернизированный патрульный и противолодочный самолёт оснащенный новым прицельно-навигационным комплексом «Морской дракон» производства НПО «Ленинец». В рамках работ по модернизации самолётов предполагалось продление их технического ресурса на 10-15 лет. Дополнительные узлы подвески размещены под центропланом самолёта (2 узла) Ил-38Н («Новелла») - вариант модернизации Ил-38 для авиации ВМФ России до уровня Ил-38SD (5 Марта 2012 один экземпляр поставлен авиабазе Северного флота
На вооружении
В СССР первым получил самолёты Ил-38 24 отдельный противолодочный авиационной полк Дальнего действия ВВС Северного Флота (аэродром Североморск-1) в 1968 году. В 1969 году — 77 отдельный противолодочный авиационной полк Дальнего действия ВВС Тихоокеанского Флота (аэродром Николаевка) и в 1974 году — 145-ая отдельная противолодочная авиационная эскадрилья ВВС Балтийского Флота (аэродром Скулте). Россия: Авиация Военно-морского флота (26 машин) 403-й Отдельный смешанный авиационный полк (Североморск-1) 317 Отдельный смешанный авиационный полк (Елизово) 289-й Отдельный смешанный противолодочный авиационный полк (Николаевка) Индия: Военно-морские силы Индии (5 машин) В 2001 году подписан контракт стоимостью $150 млн на модернизацию пяти индийских Ил-38 до версии Ил-38SD с установкой системы «Морской змей». В 2010 году контракт был исполнен. По неподтверждённым данным, три модернизированные машины уже к 2011 году были потеряны (две столкнулись на авиашоу, ещё одна разбита). Технические характеристики Экипаж: 7 Длина: 40,075 Размах крыла: 37,4 Высота: 10,12 м Площадь крыла: 140 м² Средняя аэродинамическая хорда: 3,0 м Колея шасси: 9,0 м Масса пустого: 34 700 кг Максимальная взлётная масса: 68 000 кг Максимальная посадочная масса: 52 200 кг Масса топлива во внутренних баках: 26 650 кг Силовая установка: 4 × ТВД АИ-20М Мощность двигателей: 4 × 4250 л. с. (4 × 3126 кВт (взлётная)) Воздушный винт: АВ-64 серии 04А Диаметр винта: 4,5 м Масса двигателя: 1040 кг
Лётные характеристики Максимальная скорость: 650 км/ч на 6000 м Боевой радиус: 2200 км Техническая дальность: 9500 км Практический потолок: 8000 м (с полётной массой 66000 кг) Длина разбега: 1700 м Длина пробега: 1070 м
Вооружение Боевая нагрузка: нормальная: 5430 кг максимальная: 8400 кг Бомбы: противолодочные: свободнопадающие: ПЛАБ-250-120, ПЛАБ-50 корректируемые: ПЛ250-120 «Загон» Торпеды: АТ-1, АТ-2, АТ-3 (УМГТ-1), АПР-1, АПР-2 Гидроакустические буи: РГБ-1, РГБ-2 и РГБ-3 морские мины: АМД-2
Тип противолодочный самолёт Разработчик ОКБ Ильюшина Производитель Завод №30 «Знамя труда» Главный конструктор Ильюшин С. К. Первый полёт 27 сентября 1961 Начало эксплуатации 17 января 1969 Статус эксплуатируется Основные эксплуатанты ВМФ СССР ВМС Индии Годы производства 1967 — 1972 Единиц произведено 65 Базовая модель Ил-18В
|