Ил-18 (1946) — советский опытный, многоместный, дальний, четырёхмоторный авиалайнер с гермокабиной большого объёма. Спроектирован ОКБ С. В. Ильюшина и построен после Второй мировой войны, в течение 1945 года. Новый самолёт должен был обеспечить перевозку 60—65 пассажиров на расстояние до 5000 км, с крейсерской скоростью 450 км/час и эксплуатироваться совместно с парком самолётов Ли-2 и Ил-12. Первоначально на самолёт планировалось установить четыре мощных авиационных дизеля АЧ-72 А. Д. Чаромского. Фактически на самолёт были установлены двигатели АШ-73, без наддува. Хотя сам самолёт получился удачным, его двигатели — АШ-73TK А. Д. Швецова — ещё не были доведены, ввиду беспрецедентной сложности системы наддува, и были недостаточно надёжными для использования в гражданской авиации. В итоге эти двигатели и были применены для бомбардировщика Ту-4, а работы по самолёту Ил-18 были временно приостановлены в 1948 году.
Первый полёт выполнен 17 августа 1946 года экипажем во главе с лётчиком-испытателем Владимиром Коккинаки. 3 августа 1947 г. Опытный самолёт Ил-18 принял участие в воздушном параде в Тушино, во главе колонны пассажирских самолётов Ил-12. В дальнейшем эта машина эксплуатировалась до 1950 года, но в серию не пошла. Опыт проектирования, постройки и лётных испытаний поршневого самолёта Ил-18 был использован при создании одноимённого самолёта Ил-18 с турбовинтовыми двигателями.
Разработка
Ил-18 разрабатывался для «Аэрофлота», который планировал использовать его как дальнемагистральный самолёт для внутренних и международных рейсов. Он был запланирован как низкоплан с четырьмя дизельными двигателями. Для увеличения максимальной скорости и улучшения аэродинамики соотношение крыльев было доведено до 12. Для взлёта требовалась грунтовая взлётно-посадочная полоса длиной менее 1 км. Его основные колёса были больше, чем обычно, для преодоления небольших неровностей. Предполагался герметичный фюзеляж с багажным отделением в конфигурации от 27 спальных мест до 77 сидячих мест. Большое внимание было уделено проектированию фюзеляжа с пассажирской гермокабиной. На главной палубе размещались гардероб, буфет, три туалета, пассажирские кресла по пять в ряд (три справа и два слева). Под полом гермокабины находилось два грузовых отсека с люками в полу, рассчитанные на механизированную погрузку.
Прежде чем Ил-18 выполнил свой первый полёт, его двигатели были заменены на АШ-73TK (2400 л.с.). Они приводили в движение 4-лопастные регулируемые винты AВ-16НМ-95 двойного действия. Электро-тепловые противообледенительные устройства были установлены на передних кромках крыльев, вертикального и горизонтального оперения. От обледенения были также защищены окна кабины и винты самолёта. Система наддува обеспечивала нормальное давление и температуру в кабине вплоть до максимальной высоты полёта. Технические характеристики Экипаж: 6 человек Пассажировместимость: 66 пассажиров Грузоподъёмность: до 7 600 кг Длина: 29,86 м Размах крыла: 41,1 м Высота: 9,4 м Площадь крыла: 140,0 м² Масса пустого: 28 490 кг Масса снаряжённого: 35 000 кг Нормальная взлётная масса: 42 500 кг Максимальная взлётная масса: 47 500 кг Масса топлива во внутренних баках: 7 500 кг Силовая установка: 4 × воздушного охлаждения АШ-73 Мощность двигателей: 4 × 2 300 л.с. (4 × 1 692 кВт) Воздушный винт: четырёхлопастной
Лётные характеристики Максимальная скорость: у земли: 588 км/ч на высоте: 565 км/ч на 9 000 м (расч.) Крейсерская скорость: 450 км/ч Посадочная скорость: 170 км/ч Практическая дальность: 2 800 км Практический потолок: 9 000 м Скороподъёмность: 10,4 м/с Время набора высоты: 5 000 м за 8 мин. Нагрузка на крыло: 304 кг/м² Тяговооружённость: 160 Вт/кг (4,6 кг/л.с.)
Тип пассажирский самолёт опытный Разработчик ОКБ Ильюшина Главный конструктор С. В. Ильюшин Первый полёт 17 августа 1946 (с 4×АШ-73) Начало эксплуатации 1946 Конец эксплуатации 1950 Основные эксплуатанты СССР Единиц произведено 1
|