Ил-10 (по кодификации НАТО: Beast — «Зверь») — советский штурмовик заключительного периода Великой Отечественной войны конструкции КБ Ильюшина, создан в 1944 году путём глубокой модернизации самолёта Ил-2. Первый полет состоялся 18 апреля 1944 года, лётчик-испытатель В. К. Коккинаки.
Серийное производство Ил-10 было организовано на трёх авиазаводах: № 1, № 18 и № 64 и продолжалось пять лет. В 1945 году было выпущено 2556 машин этого типа. Всего было выпущено 4475 боевых Ил-10 и 280 учебно-тренировочных УИл-10.
С конца декабря 1951 по 1955 год Ил-10 производился по лицензии на заводе «Авиа» в Соковице (Чехословакия) под наименованием В-33. В 1953-54 годах чешские штурмовики поставлялись в Польшу, Венгрию, Румынию и Болгарию. В-33 были вооружены четырьмя пушками НС-23РМ с боекомплектом 150 снарядов на пушку. Всего в Чехословакии построено 1200 самолётов В-33.
Конструкция
Ил-10 представлял собой двухместный цельнометаллический моноплан с нижним расположением крыла. Отличие от Ил-2 состояло, в частности, в том, что с учетом рекомендаций, основанных на исследовании статистики поражаемости пилота и стрелка Ил-2, собранной специалистами института ЦНИИ-48, в бронеотсек (бронекорпус) была полностью включена кабина воздушного стрелка. Увеличена толщина брони капота двигателя снизу и с боков до 8 мм вместо 4 мм на Ил-2. Увеличен и калибр оборонительного вооружения — с 12,7 мм до 20 мм.
Модификации
В 1951 году, основываясь на боевом опыте, приобретенном в ходе Корейской войны, было решено возобновить производство улучшенной модификации штурмовика Ильюшина, получившей обозначение Ил-10М. Первый полёт Ил-10М состоялся 2 июля 1951 года.
От своего предшественника Ил-10М отличался незначительно увеличенными длиной фюзеляжа и размахом крыла, большей площадью управляемых поверхностей, наличием киля в хвостовой части фюзеляжа, и более тонким профилем крыла для улучшения пилотажных качеств машины. Бронирование сохранено как у Ил-10, бронекорпус изготавливался из стальных бронедеталей толщиной 4, 5, 6 и 8 мм, толщина бронеспинки 16 мм. Установлено новое лобовое бронестекло К-5 толщиной 64 мм. В консолях крыла установили четыре более совершенные пушки НР-23. Масса полезной нагрузки — как у предшественника. Установлено более совершенное навигационное оборудование.
Общее число выпущенных Ил-10М составило 146 штук. С января 1955 года прекращено производство, а с весны 1956 года Ил-10М снят с вооружения в связи со сменой приоритетов в пользу истребителей-бомбардировщиков.
Боевое применение
Начало боевого применения штурмовика Ил-10 15 апреля 1945 года. В бою участвовали 15 самолетов, ведущий группы М. И. Безух.
Ил-10 применялся в корейской войне на стороне Северной Кореи. Ил-10 был трудной мишенью для самолётов с реактивными двигателями, такими как F-86 Sabre, но простой для самолётов с поршневыми двигателями (P-51 Mustang) Технические характеристики Экипаж: 2 человека Длина: 11,12 м Размах крыла: 13,40 м Тип мотора: АМ-42 Высота: 4,18 м Площадь крыла: 30 м² Профиль крыла: НАСА-0018 корень крыла, НАСА-4410 законцовка крыла Нагрузка на крыло: 211,5 кг/м² Масса пустого: 4650 кг Масса снаряженного: 6300 кг Максимальная взлетная масса: 6537 кг Масса брони: 1014 кг или 16% нормальной взлетной массы Запас топлива: 730 л Двигатели: 1 × жидкостного охлаждения V-12 АМ-42 мощностью 1770 л.с. (1320 кВт); взлётная 2000 л.с. Воздушный винт: АВ-5л-24 диаметром 3,6 м
Лётные характеристики Максимальная скорость: у земли: 507 км/ч на высоте: 551 км/ч на высоте 2300 м Крейсерская скорость: 436 км/ч Посадочная скорость: 148 км/ч Боевой радиус: 1 520 км Практическая дальность: 800 км Перегоночная дальность: 2 460 км Практический потолок: 7 250 м Скороподъёмность: 10,42 м/с Время набора высоты: 1000 м за 1,6 минуты, 3000 м за 5,0 минут, 5000 м за 9,95 минут Длина разбега: 475 м Длина пробега: 460 м Тяговооружённость: 236 Вт/кг (3,15 кг/л.с.) Максимальная эксплуатационная перегрузка: +8,28
Вооружение Пулемётно-пушечное: 2 × 23-мм пушки ВЯ-23 или НС-23КМ установленные на крыле, по 150 патронов на пушку 2 × 7,62-мм пулемета ШКАС, 1500 патронов У стрелка: 1 × 20-мм пушка УБ-20 или 12,7 пулемет УБТ, 190 патронов Боевая нагрузка: до 600 кг различного вооружения: В бомбоотсеке: 144 × ПТАБ-2,5-1,5 (230 кг) или 136 × АО-2,5 с.ч. (сталистый чугун, 400 кг) или 182 × АО-2,5-2 (из 45-мм снаряда, 400 кг) или 56 × АО-8М4 (короткие, 400 кг) или 40 × бомб типа АО-10 с.ч. (сталистый чугун, 392 кг) или 2 × ФАБ-100 Под крылом: 2 × ФАБ-250 (500 кг) (в перегрузочном варианте с 2 × ФАБ-100 в бомбоотсеке) 8 × ракет РС-82 или РС-132
Тип штурмовик Производитель ОКБ Ильюшина Первый полёт 18 апреля 1944 Начало эксплуатации 1945 Конец эксплуатации 1962 (Чехословакия) Основные эксплуатанты ВВС СССР Чехословакия Польша Годы производства 1944-1955 Единиц произведено 6 166 (4966 Ил-10 и 1200 В-33) Базовая модель Ил-2
|