Существовавшая в СССР в конце 1930-х гг. концепция ведения воздушного боя предполагала наличие скоростных монопланов (основной самолёт), которые должны были дополнять маневренные бипланы, двухместные истребители и тяжёлые двухмоторные истребители. В соответствии с этими соображениями КБ Поликарпова, в начале января 1938 г. получило задание ВВС на создание маневренного биплана. Из за загруженности КБ другими разработками приступить к проектированию И-190 удалось лишь осенью 1938 г. Более серьёзно заниматься самолетом стали в феврале 1939 г. после третьей макетной комиссии. Первый экземпляр И-190 был изготовлен на Государственном авиационном заводе № 1 (ГАЗ № 1) в октябре 1939 г.
Испытания и доработки
15 декабря 1939 г. старший лётчик-испытатель завода №1 Александр Иванович Жуков, начал выполнять пробежки и подлёты, а 30 декабря 1939 г. выполнил первый полёт на самолёте. В ходе испытаний на И-190 также летали Давыдов, Логинов, Ульяхин. На самолете был установлен опытный двигатель М-88БРЛ (безредукторный, мощностью 1100 л.с.), который тоже проходил испытания. В процессе испытаний несколько раз устанавливались разные воздушные винты: АВ-2Л-2 , АВ-2Л3 (диаметром 2,65 м) и АВ-2Л1 (2,75 м). Первый этап испытаний был закончен 6 июня. С винтом АВ-2Л-2 были получены следующие результаты: скорость у земли 375 км/ч, на высоте 5000 м – 410 км/ч, что ниже, чем скорость у И-153. Улучшить скоростные характеристики машины надеялись, установкой на неё двигателя М-88Р и ВМГ от И-180. Результаты испытаний этого варианта И-190 показали: 420 км/ч у земли и 488 км/ч на высоте 6000 м, потолок – 12400 м. Такие характеристики не устраивали заказчика и самолёт в серийное производство запускать не стали.
Аварии
1 апреля 1940 г. На И-190 пилотируемом Давыдовым, при заходе на посадку не до конца вышла правая стойка шасси. Пилот справился с аварийной посадкой и повреждения самолёта оказались незначительными. После непродолжительного ремонта заводские испытания продолжились. В одном из полётов сорвало часть обшивки верхнего крыла, но это не привело к более значительной аварии. 13 февраля 1941 г. На самолете, пилотируемом Ульяхиным, отказал двигатель М-88Р. Пилот совершил вынужденную посадку в глубокий снег на Тушинском аэродроме. И-190 не оборудованный лыжным шасси скапотировал и получил повреждения, Ульяхин не пострадал. После этой аварии самолёт восстанавливать не стали.
Варианты
И-190 в процессе испытаний на самолёте устанавливался сначала двигатель М-88БРЛ, а затем М-88Р. Варианты внешне отличались коком винта. И-191 - так иногда называли второй экземпляр И-190. Его планировалось оснастить двумя турбокомпрессорами ТК-1, что предполагало увеличение скорости – 530 км/ч на высоте 10500 м. Постройку самолёта начали на заводе №1. Однако турбокомпрессоры довести не удалось, и в начале 1941 г постройка машины была прекращена. И-190 с М-56 - рассматривался вариант самолёта с малогабаритным мотором М-56 конструкции Е.В.Урмина мощностью 850 л.с. ( форсированый вариант - 1000л.с.), весом 450 кг, диаметром всего 1130 мм. (М-88 – 684 кг, диаметр 1296 мм). По расчётам характеристики истребителя с М-56, возрастали, но доводка двигателя затянулась до самой войны.
Конструкция Конструктивно И-190 подобен И-153, что позволяло использовать в производстве его технологическую оснастку. Самолёт имел фюзеляж ферменной конструкции, до кабины дюралевую обшивку, полотняную в хвостовой части. Крылья деревянные с фанерной обшивкой. Шасси убираемое с колёсами 700 х 150 мм. Капот оснащался регулируемой «юбкой», за ним на правом борту устанавливался маслорадиатор. Технические характеристики Экипаж: 1 человек Длина: 6,7 м Размах крыла: 10 м Высота: м Площадь крыла: 24,83 м² Профиль крыла: Clark-YH Масса пустого: 1 761 кг Масса снаряженного: кг Нормальная взлетная масса: 2 212 кг Максимальная взлетная масса: кг Двигатель М-88Р Мощность: 1100 л.с.
Лётные характеристики Максимальная скорость: у земли: 375 км/ч на высоте: 490 (7 100) км/ч[уточнить] Крейсерская скорость: км/ч Практическая дальность: км Практический потолок: 12 400 м Скороподъёмность: м/с Нагрузка на крыло: кг/м² Тяговооружённость: Вт/кг Максимальная эксплуатационная перегрузка: g
Вооружение Пушечно-пулемётное: 2× 7,62 мм ШКАС пулемёта 2× 12,7 мм БС пулемёта Бомбовая нагрузка: 200 кг
Тип истребитель-биплан Производитель авиазавод №1 Главный конструктор Н.Н.Поликарпов Первый полёт 30 декабря 1939 Статус не эксплуатировался Годы производства 1939 Единиц произведено 1
|