Самолёт был задуман в 1939 году (проект 62). В то время как конструкторы Гуревич, Микоян, Лавочкин, Яковлев и др. работали над проектами, похожими на существующие немецкие машины, Поликарпов ставил задачу с «дальним прицелом». По его мнению, истребитель должен обладать следующими параметрами: высокая скорость и скороподъёмность во всём диапазоне высот, мощное вооружение, высокие характеристики вертикального и горизонтального манёвра, устойчивости и управляемости, производственная и эксплуатационная технологичность.
Задача была решена за счет повышенной удельной нагрузки на крыло(по сравнению с другими отечественными истребителями), ставки на мощные перспективные двигатели(такие как М-90, М-71 и т.д.), хороших аэродинамических форм, использованием металлического крыла с хорошо выдержанными параметрами профиля.
Стрелковое вооружение первых вариантов И-185 состояло из двух синхронных пулеметов БС калибра 12,7 мм и двух синхронных ШКАС калибра 7,62 мм. В январе-феврале 1941 года И-185 с мотором М-81 достигал скорости 600 км/ч только на пикировании. И-185 с мотором М-71 проходил совместные испытания в период с 26 сентября по 2 октября 1941 года, показав максимальную скорость у земли 503 км/ч, с форсажем - 520 км/ч, на высоте 3300 м - 582 км/ч (более высокие показатели остались расчетными). И-185 с мотором М-82А на испытаниях с 13 апреля по 5 июля 1942 года показал максимальную скорость у земли на форсаже 549 км/ч, на высоте 6470 м - 615 км/ч. И, наконец, И-185 с мотором М-71, т. н. "образцовым", с улучшенной аэродинамикой, в период с 28 мая по 12 октября 1942 года достигнута максимальная скорость 577 км/ч с форсажем у земли и 667 км/ч на высоте 6100 м.
18 ноября эталон И-185 поступил на госиспытания в НИИ ВВС. Их проводил известный летчик-испытатель П.М. Стефановский. В полетах участвовал и шеф-пилот ОКБ Яковлева П. Федрови. 15 декабря Стефановский получил скорость 680 км/ч, хотя вес самолета в этом полете был 3735 кг, что больше, чем на заводских испытаниях 3650 кг. Утверждается, что в отдельных проходах скорость достигла 708 км/ч, но устойчиво держать площадку не удавалось из-за невысотных магнето, низкого качества свечей, плохой работы карбюратора АК-71ВП. Самолет госиспытания успешно прошел и был рекомендован к серийному производству.
Однако во время дополнительных испытаний на дальность 5 апреля 1943 г. произошла авария из за остановки двигателя(засорился карбюратор). В результате погиб лётчик В.А. Степанчонок, проводивший испытания. Видимо эта трагедия стала для самолета роковой. Описание
Аэродинамическая схема — низкоплан нормальной аэродинамической схемы. Шасси убирающиеся, включая хвостовое колесо. Дополнительное оснащение: реактивные снаряды 8xРС-82 500 кг авиабомб
Лётчики-испытатели
Е. Г. Уляхин П. Е. Логинов П. М. Попельнюшенко В. А. Степанчонок П. М. Стефановский — проводил Государственные испытания П. Федрови — проводил Государственные испытания
Основные модификации И-185 М-90 — первый вариант с двухрядным 18-цилиндровым двигателем М-90 (1750 л.с.) воздушного охлаждения. Однако, к моменту изготовления первого экземпляра И-185, мотор не прошел стендовые испытания. Поэтому было решено испытывать самолёт с другими моторами. И-185 М-71 (эталон) — второй вариант с двигателем М-71 (2000 л.с.), представлявшем собой «сдвоенный» М-62. Этот двигатель был более мощным, но и более тяжелым, что повлекло за собой изменения в конструкции. Первый вылет совершил 10 июня 1942 года. И-185 М-81 — модель, построенная в ожидании серийных двигателей М-90 и М-71. На самолёте проводились испытания устойчивости, управляемости и т. д. И-185 М-82А — один из прототипов с серийным двигателем М-82 (1700 л.с.). Проходил войсковые испытания. Боевые действия
В конце декабря 1942г. проходил фронтовые испытания на Калининском фронте, испытания проводил 728-й Гвардейский истребительный полк Летчики: капитан Д.Купин, старший лейтенант Н.Игнатьев, сержанты А.Боровых, А.Томильченко.
Первый боевой вылет И-185 состоялся 9 декабря 1942 г., последний - 12 января 1943 г. Летали в двух парах, причем ведущим обычно являлся офицер (Игнатьев, Купин), а ведомым - сержант (Боровых, Томильченко). Истребители часто выпускали в полет, когда над нашей территорией шел воздушный бой. На полной скорости проносились И-185 сквозь строй фашистских самолетов, стреляя из пушек, а потом с разворотом уходили на свой аэродром. Два полета выполнено на прикрытие действовавшего в районе Ржева разведчика Кертисс Р-40 «Киттихаук». Один полет был осуществлен на «свободную охоту» над нашей территорией. По воспоминаниям Н.П.Игнатьева А.Е.Боровых при этом сбил или повредил один немецкий самолет.
Купин летал преимущественно на опытном И-185 с М-71 №6204, Игнатьев - на «образцовом», Боровых и Томильченко - на И-185 с М-82А. В воздушных боях с FW-190 им встретиться не довелось.
Группа И-185 часто меняла дислокацию, то перебазируясь в Старую Торопу, то опять возвращаясь в Старицу. Преследовалась цель создать у германского авиационного командования иллюзию наличия на Калининском фронте по крайней мере полка, вооруженного И-185, снизить вероятность поражения истребителей при возможных налетах противника на аэродром.
Всего каждым летчиком было выполнено по 10-11 боевых вылетов. В летную книжку по соображениям секретности они записывались преимущественно как тренировочные в зоне аэродрома. Кроме Купина, Игнатьева, Боровых, Томильченко И-185 облетали в действительно тренировочных полетах командир полка Василяка и Кустов.
Несмотря на исключительно положительные отзывы со стороны лётчиков самолет так и не стал серийным. Технические характеристики Экипаж: 1 пилот Длина: 8,05 м Размах крыла: 9,8 м Высота: Площадь крыла: 15,53 м² Профиль крыла: NACA 230 Масса пустого: 3130 кг Нормальная взлётная масса: 3735 кг Максимальная взлётная масса: 3825 кг Масса топлива во внутренних баках: нормальная: 360 кг максимальная: 450 кг Объём топливных баков: 650 л Силовая установка: 1 × радиальный М-71 Мощность двигателей: 1 × 2000 л.с. (1 × 1471 кВт (макс.)) Воздушный винт: трёхлопастной АВ-5-119 Диаметр винта: 3,2 м
Лётные характеристики Максимальная скорость: на высоте: 680 км/ч на 6100 м у земли: 600 км/ч Посадочная скорость: 150 км/ч Практическая дальность: 835 км Практический потолок: 10 000 м Скороподъёмность: 20 м/с Время набора высоты: 5000 м за 4,7 мин Время виража: 22-23 с Нагрузка на крыло: 240 кг/м² Тяговооружённость: 319,8 Вт/кг (2,3 кг/л. с.) Длина разбега: 300 м Длина пробега: 350 м
Вооружение Стрелково-пушечное: 3 × 20 мм пушки ШВАК (250 патр. на центральную пушку, 140 - на левую и 170 - на правую) Боевая нагрузка: 500 кг Неуправляемые ракеты: 8 × РС-82 Бомбы: 2 × 250 кг
Тип истребитель Разработчик КБ Поликарпова Производитель Завод № 51 Завод № 1 (Москва) Главный конструктор Поликарпов Н. Н. Первый полёт 11 января 1941 Статус на вооружение принят не был Основные эксплуатанты ВВС СССР Годы производства 1940 — 1942 Единиц произведено 5
|