И-180 — советский одномоторный поршневой истребитель-моноплан 30-х — 40-х годов, созданный в ОКБ Поликарпова. Низкоплан, является развитием идеи истребителя И-16 с новой силовой установкой. Показал прекрасные летные данные и высокую скорость. Однако запуску в серию помешали катастрофы при испытаниях первых двух прототипов, особенно гибель при первом вылете Валерия Чкалова. Впрочем, стоит отметить, что многочисленные катастрофы и смерти пилотов на испытаних других советских истребителей того времени (например, Як-1) не помешали их запуску в массовое производство. Серийный выпуск прекращен в 1940 году. Всего выпущено 10 экземпляров.
История самолета
Самолет создавался под новый двухрядный двигатель воздушного охлаждения. Проект был закончен в марте 1938 года. Самолёт близок по схеме к И-16 с широким использованием прессованных и штампованных деталей. Ведущим конструктором по новой машине стал Д. Л. Томашевич.
Летом на заводе № 156 началось строительство первой машины (И-180-1), которая в декабре начала делать первые пробежки, а 15 декабря 1938 года Валерий Чкалов поднял самолет в воздух. Точные обстоятельства последовавших событий достоверно неизвестны, но считается, что пилот и машина разбились в результате нарушения полётного задания. Последовали аресты в КБ и на заводе.
Вторая опытная машина была построена на заводе № 1 в феврале 1939 г. В процессе испытаний И-180-2 показал скорость 540 км/ч. Самолет был рекомендован к серийному производству с мотором М-88, который к тому времени прошел госиспытания. Для отработки новой силовой установки решили построить третий опытный экземпляр — И-180-3(Е-З).
Завод № 21, однако, не спешил с выполнением государственного заказа, направив все силы на постройку устаревших И-16 и разработку собственного истребителя И-21 (в серию не пошёл).
Постройка войсковой серии идет исключительно медленно, все ранее данные сроки сорваны…, директор завода № 21 почти всех конструкторов с И-180 перевел на И-21.
— из письма Н.Н. Поликарпова и М.К. Янгеля в НКАП от 14 января 1940 г.
Командование ВВС также было недовольно таким положением дел и направило на завод специальную комиссию, и в апреле были готовы первые три серийных машины, которые были показаны на параде в честь 1 мая.
В июле 1940-го г. из-за дефектов в эксплуатации был снят с производства двигатель М-88. В связи с этим, 13 августа, полеты на И-180 запретили и остановили его серийную постройку. К декабрю двигатель довели и производство И-180 возобновилось, но тут же было остановлено.
Возобновление работ по трём самолетам И-180, строившимся как эталон для серийного производства завода № 21, не может быть разрешено. Производство дальнейших работ по доводкам и испытаниям этих самолетов нецелесообразно, ввиду имеющегося решения по программе завода на 1941 год. В настоящее время все внимание должно быть обращено на выполнение нового задания, полученного заводом.
— ответ НКАП за подписью А.С. Яковлева
На заводе № 21 начали производство самолета ЛаГГ-3, заметно уступавшего И-180. Причиной такого странного решения могла быть как недобросовестная конкуренция со стороны конструктора Яковлева (исполнявшего обязанности референта И. В. Сталина по авиации), так и недооценка двигателей воздушного охлаждения:
Это была, безусловно, ошибка наркомата. При выдаче заданий на проектирование самолетов перед войной чрезмерно увлеклись двигателями водяного охлаждения… Видимо, немецкий самолет Мессершмитта с подобным двигателем у многих стоял перед глазами.
— нарком авиационной промышленности А. И. Шахурин
Описание
Аэродинамическая схема — свободнонесущий моноплан с нижним расположением крыла (низкоплан). Шасси убирающиеся, включая хвостовое колесо. Дополнительное оснащение: Подвесные баки 40-200 кг авиабомб Вооружение
На серии И-180-1 устанавливались 4 синхронизированных пулемета ШКАС. На серии И-180-3 устанавливались 2 пулемета ШКАС и 2 пулемета БС, собранных в одну батарею (впервые в мире) и стрелявших синхронно между верхними цилиндрами двигателя. Все модификации несли 40 кг (200 кг в перегрузку) бомб. Самолет в перегрузочном варианте мог использоваться как штурмовик, а с подвесными баками — как истребитель сопровождения
Летчики-испытатели
Валерий Чкалов — погиб в первом вылете из-за нарушения полетного задания. Т. П. Сузи — погиб в 53-м полете в 1939 г. при проведении Государственных испытаний. Е. Г. Уляхин Степан Супрун
Основные модификации И-180-1 — модификация с двигателем М-88Р. И-180-2 — модификация с двигателем М-87А и М-87Б. И-180-3 — модификация с двигателем М-88 для промышленного производства. Серийные машины имели номенклатуру «И-180-С». И-180-Е5 (эталон) — модификация с двигателем М-88А для серийного производства. Изменена конструкция центроплана, изменено положение маслорадиатора. Технические характеристики Экипаж: 1 пилот Длина: 6,88 м Размах крыла: 10,09 м Высота: Площадь крыла: 16,11 м² Масса пустого: 2 020 кг Нормальная взлётная масса: 2 429 Максимальная взлётная масса: 2 638 кг Масса топлива во внутренних баках: 200 кг Силовая установка: 1 × радиальный М-88Р Мощность двигателей: 1 × 1 100 л.с. (1 × 809 кВт (взлётная))
Лётные характеристики Максимальная скорость: на высоте: 575 км/ч на 7 000 м у земли: 455 км/ч Посадочная скорость: 130 км/ч Практическая дальность: 900 км Практический потолок: 11 050 м Скороподъёмность: ~15 м/с Время набора высоты: 5000 м за 5,6 мин Время виража: 19-20 с Нагрузка на крыло: 151 кг/м² Тяговооружённость: 332,8 Вт/кг (2,21 кг/л.с.) Длина разбега: 240 м Длина пробега: 200 м
Вооружение Стрелково-пушечное: 2 × 7,62 мм пулемёта ШКАС 2 × 12,7 мм пулемёта БС Бомбы: 200 кг
Тип истребитель Разработчик КБ Поликарпова Производитель Завод № 156 (И-180-1) Завод № 1 (Москва) Завод № 21 (Нижний Новгород) Главный конструктор Поликарпов Н. Н. Первый полёт 15 декабря 1938 Статус на вооружение принят не был Основные эксплуатанты ВВС СССР Годы производства 1938-1940 Единиц произведено 3 опытных 10 серийных
|