И-15 бис (И-152, ЦКБ-3 бис) — советский одномоторный истребитель-полутороплан 30-х годов, созданный в ОКБ Поликарпова как дальнейшее развитие И-15.
Видоизменение по требованию ВВС И-15, коснувшееся центроплана и других частей. Поставлен более мощный мотор М-25В, изменена форма капота, поставлен маслорадиатор другой формы и колеса 1200х120 мм. Верхнее крыло было сделано прямым без «чайки». Площадь крыльев была увеличена на 0,6 м², крыло имело новый профиль «Кларк-YH». Масса пустого самолета возросла на 350 кг. Вооружение 4 ПВ-1 или БС и 150 кг бомб.
В 1935 году на авиационной выставке в Милане И-15 бис официально признан лучшим истребителем в мире.
Было 2 модификации серийного И-152 и один двухместный вариант — ДИТ. В Испании не применялся, но был в Китае и незначительно на Халхин-Голе. В Великой Отечественной Войне — до начала 1942 года.
Технические характеристики Экипаж: 1 (пилот) Длина: 6,275 м Размах крыла: верхнего: 10,2 м нижнего: 7,5 м Высота: 3,416 м (в линии полёта) Площадь крыла: 22,5 м² (обоих крыльев) Профиль крыла: Кларк YH Колея шасси: 1,608 м Масса пустого: 1310 кг Нормальная взлётная масса: 1700 кг Максимальная взлётная масса: 1870 кг Масса топлива во внутренних баках: 225 кг Объём топливных баков: 320 л Силовая установка: 1 × радиальный М-25В Мощность двигателей: 1 × 700 л. с. (1 × 515 кВт (номинальная)) Воздушный винт: двухлопастной металлический Диаметр винта: 2,8 м
Лётные характеристики Максимальная скорость: у земли: 327 км/ч на высоте: 379 км/ч на 3500 м Посадочная скорость: 105 км/ч Практическая дальность: 520 км (техническая) Практический потолок: 9800 м Время набора высоты: 5000 м за 6,8 мин Время виража: 10,5 с Нагрузка на крыло: 75,5 кг/м² Тяговооружённость: 320 Вт/кг Длина разбега: 170 м Длина пробега: 237 м
Вооружение Стрелково-пушечное: 4 × 7,62 мм пулемёта ПВ-1 с боекомплектом 3050 патр. (верхние по 1100 патр., нижние по 425 патр.) Боевая нагрузка: 150 кг Бомбы: 2 × АО-25 и 2 × ФАБ-50
Тип истребитель Разработчик КБ Поликарпова Производитель ГАЗ №1 им. Авиахима (Москва) Главный конструктор Поликарпов Н. Н. Первый полёт лето 1937 Начало эксплуатации 1938 Конец эксплуатации 1945 Статус снят с вооружения Основные эксплуатанты ВВС СССР Годы производства 1937 - 1939 Единиц произведено 2408 Базовая модель И-15
|