Разработан в 1933 г. Дальнейшее развитие И-5 и И-6 в сторону улучшения аэродинамики. На первых серийных самолётах ставили «Райт-Циклон» SGR-1820 F-3 номинальной мощностью 630 л.с. у земли. В 1934 ещё не было серийного М-25 поэтому пришлось ставить менее мощный М-22 (лицензионный вариант Bristol Jupiter) — их было выпущено за 1934—1936 несколько сотен экземпляров. В 1935 году самолет был принят на вооружение ВВС КА. В 1936 выпустили всего 12 экземпляров. С 1937 в большую серию пошёл И-15 с М-25. В 30-х годах самолёт не имел равных по манёвренности на горизонтали (8-8,5 с. время выполнения виража), был устойчив на всех режимах полёта, прост в пилотировании и обладал хорошими взлётно-посадочными качествами. Имел хорошие ремонтные свойства и живучесть. Вооружение — 4 ПВ-1 с 3000 патронами.
На облегчённом И-15 ГК лётчик В. К. Коккинаки 21 ноября 1935 года установил мировой рекорд подъёма на высоту без груза — 14 575 метра.
Дальнейшим развитием И-15 стали И-15 бис и И-153 «Чайка»
Описание
Аэродинамическая схема — расчалочный полутороплан. Верхнее крыло — по схеме «чайка». Конструкция — смешанная, дерево-металлическая. Обшивка — полотно. Шасси — неубираемое, с обтекателями.
Лётчики-испытатели
Чкалов, Валерий Павлович Коккинаки, Владимир Константинович Основные модификации И-15 (ЦКБ-3) — серийный, выпущено 384 самолёта в СССР и 230 в Испании. И-152 ГК — «высотная» модификация с герметичной кабиной. Построен один экземпляр И-15 бис — модель с прямым верхним крылом, и двигателем М-25. Вооружение — 4х7,62-мм ШКАС (или ПВ-1). Построено 2408 экз. Боевое применение
1936 — Гражданская война в Испании, в качестве истребителя, штурмовика, разведчика. Вошёл в историю как один из лучших истребителей мира своего периода. Испанские летчики-республиканцы прозвали его Chato (курносый) 1937 — Вторая японо-китайская война, в качестве истребителя. Действовал совместно с И-16, согласно доктрине о взаимодействии скоростных и манёвренных истребителей. 1939 — боевые действия в Монголии на реке Халкин-Гол, в качестве истребителя. Действовал совместно с И-16, согласно доктрине о взаимодействии скоростных и манёвренных истребителей. 1941—1947 — Монгольско-китайский пограничный конфликт и также Монгольско-Восточный Туркестанский пограничный конфликт Технические характеристики Экипаж: 1 (пилот) Длина: 6,1 м Размах крыла: верхнего: 9,75 м нижнего: 7,5 м Высота: 3,2 м Площадь крыла: 21,9 м² (обоих крыльев) Профиль крыла: Геттинген Колея шасси: 1,6 м Масса пустого: 965 кг Нормальная взлётная масса: 1374 кг Масса топлива во внутренних баках: 177 кг Силовая установка: 1 × радиальный М-25 Мощность двигателей: 1 × 635 л. с. (1 × 467 кВт (номинальная)) Диаметр винта: 2,9 м
Лётные характеристики Максимальная скорость: 370 км/ч Посадочная скорость: 90 км/ч Практическая дальность: 750 км Практический потолок: 9800 м Время набора высоты: 5000 м: 6,1 мин Нагрузка на крыло: 62,6 кг/м² Тяговооружённость: 383 Вт/кг Вооружение Стрелково-пушечное: 4 × 7,62 мм пулемёта ПВ-1 с боекомплектом 3000 патр. Бомбы: до 40 кг
Тип истребитель Разработчик ЦКБ-ЦАГИ (до 1933) Бригада №2 ЦКБ завода №39 Производитель ГАЗ №1 (Москва) №39 им. Менжинского (Москва) SAF-3 (Реус, Испания) SAF-3/16 (Сабадель, Испания) Главный конструктор Поликарпов Н. Н. Первый полёт осень 1933 Начало эксплуатации 1934 Конец эксплуатации 1950 (Испания) Статус снят с вооружения Основные эксплуатанты ВВС СССР ВВС Испанской Республики Годы производства лето 1934 - 1936 (СССР) август 1937 - январь 1939 (Испания) Единиц произведено 384 (СССР) 237[3] (Испания) Варианты И-15 бис И-153
|