Е-152 — советский экспериментальный истребитель-перехватчик. Е-152 предназначался для перехвата и уничтожения самолетов противника, летящих со скоростями до 1600 км/ч на высоте 10000 м и со скоростями до 2500 км/ч на высоте 20000 м и выше на встречно-пересекающихся курсах.
В постройку заложили два опытных экземпляра самолета Е-152-1 и Е-152-2 и один экземпляр Е-152А с двумя двигателями Р11Ф-300.
На основе комплексов перехвата, отработанных на самолётах Е-150, Е-152, Е-152А, создан серийный самолёт МиГ-25.
История
В 1960 г. первый экземпляр самолета Е-152/1 был выпущен из производства, и на нем началась наземная отработка в условиях завода. 16 марта 1961 г. после получения летного двигателя Р-15-300 самолет отправили на заводские испытания. Первый вылет состоялся 21 апреля, самолет пилотировал летчик-испытатель Г.К. Мосолов. До получения РЛС ЦП-1 в носовой части самолета устанавливался центровочный груз весом 263 кг. За время заводских испытаний, проходивших с 16 марта 1961 г. по 8 января 1962 г. и с 20 марта по 11 сентября 1962 г., на самолете было выполнено 67 полетов, в том числе 5 с макетами ракет К-9.
Самолет Е-152/2 был закончен в производстве в 1 полугодии 1961 г. и 8 августа передан на аэродром для проведения испытаний. На нем улучшили систему отсоса пограничного слоя с конуса воздухозаборника за счет увеличения проходного сечения защитной сетки, а для увеличения запаса продольной устойчивости изменили порядок выработки топлива. После проведения наземной отработки 21 сентября 1961 г. состоялся первый вылет. Заводские испытания продолжались до 3 июля 1962 г. и были прекращены после 16-го полета (летчики-испытатели П.М. Остапенко, А.В. Федотов).
После закрытия темы самолеты Е-152/1 и Е-152/2 были переоборудованы в Е-152М/1 и Е-152М/2 для отработки элементов комплекса перехвата С-155.
Мировые рекорды На самолете Е-152/1, который получил официальное название Е-166, установлено три мировых рекорда: 7 октября 1961 г. летчиком-испытателем А.В. Федотовым установлен мировой рекорд скорости по замкнутому 100 км маршруту. Достигнута средняя скорость 2401 км/ч.. 7 июля 1962 г. летчиком-испытателем Г.К. Мосоловым установлен мировой рекорд скорости. На мерной базе 15-25 км в двух направлениях достигнута средняя скорость 2681,7 км/ч. В одном из заходов самолет развил скорость свыше 3000 км/ч. 11 сентября 1962 г. летчиком-испытателем П.М. Остапенко установлен мировой рекорд высоты горизонтального полёта, равный 22670 м.
Техническое описание самолета Е-152 По аэродинамической схеме Е-152 представлял собой среднеплан цельнометаллической конструкции с треугольным крылом. Фюзеляж состоял из головной и хвостовой частей. Головная часть по своей конструкции полумонокок. Лобовой воздухозаборник с неподвижным радиопрозрачным трехступенчатым конусом и управляемым в полете кольцом (обечайкой). Хвостовая часть фюзеляжа по конструкции монокок. Обшивка ее выполнена из тонких стальных листов с приваренным к ним гофром. Крыло треугольное стреловидностью 53°47' с тонким профилем ЦАГИ С-9С. Силовая установка состояла из ТРД Р-15-300. Форсажная камера соединялась с двигателем телескопически. Охлаждение двигательного отсека в полете осуществлялось отбором воздуха из канала за счет скоростного напора. На земле охлаждение осуществлялось за счет разрежения внутри фюзеляжа, создаваемого эжектирующим действием газовой струи. Вход воздуха в этом случае производилось через впускные клапаны на наружной обшивке. Общая емкость топливных баков - 4960 л. Предусматривалась подвеска ПТБ емкостью 1500 л.
Шасси трехстоечное с гидроазотной амортизацией. Передняя стойка полурычажного типа, убиралась в фюзеляж вперед против полета. Стойка оборудовалась механизмом возврата колеса в нейтральное положение. Основные стойки прямостоечного типа, при уборке укладывалась в крылья, а колеса, разворачиваясь относительно стоек, убирались в фюзеляж.
Оборудование включало в себя: РЛС ЦП-1, счетно-решающий прибор ВБ-158 с комплектом датчиков, автопилот АП-39, систему САЗО-СПК, курсовую систему КСИ, авиагоризонт АГД-1, навигационно-пилотажные приборы системы "Путь-2", УКВ радиостанцию РСИУ-5 "Дуб-5", радиополукомпас АРК-10 "Ингул", радиоответчик системы опознавания СРО-2М "Хром", активный ответчик СОД-57МУ.
Вооружение самолета состояло из двух ракет К-9. Подвеска осуществлялась с помощью авиационных пусковых устройств, установленных на законцовках крыла.
Технические характеристики Экипаж: 1 пилот Длина: 20,475 м без ПВД: 19,656 м Размах крыла: 8,793 м с ракетами на законцовках: 10,41 м Высота: Площадь крыла: 42,02 м² Профиль крыла: ЦАГИ С-9С Угол стреловидности по передней кромке: 53° 47' База шасси: 6,265 м Колея шасси: 4,2 м Масса пустого: 10 900 кг Нормальная взлётная масса: 14 350 кг Максимальная взлётная масса: 14 900 кг Масса топлива во внутренних баках: 4150 кг Объём топливных баков: 4960 л (+ 1500 л ПТБ) Силовая установка: 1 × ТРДФ Р-15-300 Бесфорсажная тяга: 1 × 6840 кгс (67,1 кН) Форсажная тяга: 1 × 10210 кгс (100,1 кН)
Лётные характеристики Максимальная скорость: 3030 км/ч (2,85М) на 15 400 м с ракетами: 2650 км/ч (2,495М) на 16 200 м Скорость отрыва: 340 км/ч Посадочная скорость: 270 км/ч Практическая дальность: 1470 км (без подвесок) Практический потолок: 22 680 м Время набора высоты: 10 000 м за 4,75 мин 20 000 м за 8,83 мин Нагрузка на крыло: 341,5 кг/м² Тяговооружённость: 0,48 / 0,71 (без форсажа / на форсаже) Длина разбега: 1145 м Длина пробега: 1270 м
Вооружение Точки подвески: 1 под фюзеляжем для ПТБ, 2 на законцовках крыла для ракет Управляемые ракеты: 2 × К-9
Тип экспериментальный истребитель Разработчик ОКБ-155 Первый полёт 21 апреля 1961 (Е-152/1) Конец эксплуатации 1962 Статус проект закрыт Основные эксплуатанты ВВС СССР Единиц произведено 2 Базовая модель Е-150
|