Е-150 — советский экспериментальный истребитель-перехватчик. Основные задачи, поставленные перед Е-150, формулировались так: автоматическое наведение на цель и автоматическая атака, перехват и уничтожение бомбардировщиков противника на сверхзвуковых скоростях в любых метеоусловиях и при отсутствии оптической видимости.
История К сентябрю 1958 г. в цехе опытного производства ОКБ уже был собран первый опытный экземпляр перехватчика Е-150. Более шести месяцев производились наземные проверки системы управления и других систем истребителя. Затем до середины 1960 г. ожидали качественный двигатель, и лишь 8 июля летчик-испытатель ОКБ А.В. Федотов первый раз поднял самолет в воздух. С этого дня начались заводские испытания, продолжавшиеся до 25 января 1962 г.
С 21 января по 30 марта 1961 г. было выполнено 8 полетов, в которых скорость достигала величины М = 2,1, а высота полета - 21 000 м. После этого снова пришлось менять двигатель, и Е-150 выполнил еще 20 полетов. В 28-м полете на высоте 19 100 м удалось достичь максимальной скорости 2 890 км/ч (М = 2,65), причем еще оставался запас тяги двигателя. Взлетный вес перехватчика в этом полете составлял 10 175 кг. Наибольший потолок, достигнутый при испытаниях, составил 22 500 м.
Казалось, наконец-то создана машина, которая так необходима ПВО. Однако на испытаниях опять возникали проблемы с силовой установкой — двигатель Р15-300 изначально имел совсем небольшой ресурс, достаточный лишь для стендовых и наземных отработок с последующей установкой на летательный аппарат для единственного полета. В серийное же производство перехватчик можно было запускать только с хорошо отработанным и надежным двигателем. Поэтому линию тяжелых перехватчиков продолжили самолеты Техническое описание самолета Е-150
Е-150 даже внешне резко отличался от всех ранее построенных машин. Самолет представлял собой среднеплан с треугольным крылом и фюзеляжем круглого сечения. Фюзеляж напоминал трубу с практически одинаковым диаметром по всей длине. В носовой части фюзеляжа устанавливался конус из диэлектрического материала, в котором располагалась антенна радиолокационной станции «Ураган-56». Эта станция с большой дальностью обнаружения цели могла работать в режиме обзора и сопровождения цели и была сопряжена с системой управления огнем, а также автопилотом управления. Взаимодействие этих устройств обеспечивало в любых погодных условиях и в любое время суток выполнение направляемого с земли автоматического полета в заданную зону с последующим захватом цели и выполнением атаки при совмещении цели с меткой радиолокационного прицела самолета.
Силовая установка состояла из одного двигателя Р15-300. Этот ТРД, развивавший тягу на максимальном режиме 6840 кг и на форсаже 10 150 кг, имел специальный эжектор, который позволял развивать суммарное тяговое усилие до 19 800 кг на скоростях полета в диапазоне чисел М=2,4-2,5 и существенно уменьшить донное сопротивление.
В связи с высоким аэродинамическим нагревом самолета на больших скоростях, наиболее теплонапряженные элементы конструкции должны были выполняться из термостойких материалов (например, из нержавеющей стали).
Технические характеристики Экипаж: 1 пилот Длина: 19,3 м без ПВД: 18,14 м Размах крыла: 8,488 м Высота: Площадь крыла: 34,615 м² Профиль крыла: ЦАГИ С-9С Угол стреловидности по передней кромке: 60° База шасси: 5,996 м Колея шасси: 3,222 м Масса пустого: 8276 кг Нормальная взлётная масса: 12 435 кг Масса топлива во внутренних баках: 3410 кг Объём топливных баков: 4210 л Силовая установка: 1 × ТРДФ Р-15-300 Бесфорсажная тяга: 1 × 6840 кгс (67,1 кН) Форсажная тяга: 1 × 10150 кгс (99,5 кН)
Лётные характеристики Максимальная скорость: 1210 км/ч (0,99М) у земли на высоте: 2890 км/ч (2,72М) на 19 100 м Посадочная скорость: 285 км/ч Практическая дальность: 1500 км Практический потолок: 23 250 м Время набора высоты: 5000 м за 80 с 20 000 м за 305 с Нагрузка на крыло: 359,2 кг/м² Тяговооружённость: 0,55 / 0,82 (без форсажа / на форсаже) Длина разбега: 935 м Длина пробега: 1250 м
Вооружение Управляемые ракеты: 2 × К-9
Тип экспериментальный истребитель Разработчик ОКБ-155 Первый полёт 8 июля 1960 Конец эксплуатации 25 января 1962 Статус проект закрыт Основные эксплуатанты ВВС СССР Единиц произведено 1 Варианты Е-152
|