Бе-200 — российский самолёт-амфибия, разработанный ТАНТК им. Г.М. Бериева и производимый на Иркутском авиационном заводе. В 2008 производство Бе-200ЧС перенесено на ТАНТК имени Г. М. Бериева. По ряду летно-технических характеристик не имеет аналогов в мире.
Он является одним из наиболее необычных и многоцелевых самолётов, представленных за последние годы. Модель Бе-200 разработана на основе и с использованием идей, заложенных в предшественника - амфибию А-40. Самолёт способен взлетать как с земли, так и с водной поверхности. Основными сферами применения являются охрана водных поверхностей, экологические миссии, тушение пожаров, перевозки пассажиров и грузов. Экспортная версия оснащена двигателями Роллс-Ройс и Эллисон. Первый полёт прототипа Бе-200ЧС состоялся 24 сентября 1998.
В 2008 производство Бе-200ЧС перенесено с Иркутского авиационного завода на ТАНТК им. Бериева (г. Таганрог). Иркутский авиазавод поставляет часть деталей для производства планеров, в частности, крыло самолёта. К моменту начала выпуска в Таганроге планировалось существенно усовершенствовать самолёт. Как ожидается, все самолёты Бе-200, выпущенные после 2011 года, будут оборудованы кабиной экипажа с системой измерений и индикации, принятой на Западе (стеклянная кабина). На Гидроавиасалоне в Геленджике 10 сентября 2010 самолёт получил европейский сертификат, открывший ему европейский рынок.
Критика
При сливе с минимальной скоростью пролета порядка Vпол = 180 км/час и при минимальном времени слива из всех 8-ми баков 15 т воды всего за 2 сек самолет Бе-200 пролетает около 100 метров. При минимальной ширине полосы орошения на земле в 10 м, вся вода «размажется» на площади тушения Fт = 1000 м2. Даже если бы вода распределялась идеально равномерно, то средний удельный расход воды составлял бы ~ 15 л/м2. Это очень близко к минимально требуемому. Но время выпадения воды слитой за 2 секунды, будет не более 5-6 секунд. В крайнем случае, с учетом возможной ее задержки пологом леса, она будет выпадать в очаг пожара около десяти секунд. А по расчетным параметрам тушения, чтобы на тушение твердых горючих материалов хватило удельного расхода воды в 15 л/м2, расчетное время тушения пожара составляет минимум 150 секунд, в 15 раз дольше чем может поступать в очаг пожара вода поданная с пролетающего самолета. А поданная за 10 секунд — она бесполезно сольется с горящей древесины и никакого эффекта тушения от поданной воды не будет. А с учетом неравномерности распределения воды по площади тушения, с учетом неизбежного «промазывания» при сливе воды, учитывая несоответствие формы реальной площади пожара геометрической форме пятна слива воды коэффициент ее потерь будет еще больше. Коэффициент полезного использования воды на процесс тушения лесного пожара будет менее 1 %
Технические характеристики Экипаж: 2 человека Пассажировместимость: до 64 пассажиров Длина: 32,05 м Размах крыла: 32,78 м Высота: 8,90 м Площадь крыла: 117,44 м² Габариты кабины (ДxШxВ): 18,7 м x 2,4 м x 1,8м Масса пустого: 28000 кг Масса полезной нагрузки: 8000 кг груза, а также 12 м³ воды в баках (8 секций водяных баков, с возможностью одновременного или последовательного сброса) Максимальная взлётная масса: С воды: 40000 кг С суши: 42000 кг Силовая установка: 2 × ТРДД Д-436 Тяга: 2 × 7500 кгс
Лётные характеристики Максимальная скорость: 700 км/ч на высоте 7000 м Крейсерская скорость: 550—610 км/ч Скорость при взлёте: 220 км/ч Скорость при посадке: 185 км/ч Скорость при наборе воды: 160—190 км/ч Практическая дальность: 3100 км Практический потолок: 8000 м Скороподъёмность: 8 м/с
Может эксплуатироваться как с сухопутных аэродромов, так и с водоёмов при высоте волны до 1,2 метра. Фюзеляж самолёта герметичен, что позволяет быстро переоборудовать его для перевозки пассажиров или грузов, а также для выполнения ряда специальных операций.
Тип многоцелевой гидросамолёт Производитель ТАНТК имени Г. М. Бериева Первый полёт 24 сентября 1998 Начало эксплуатации 2003 Статус эксплуатируется и производится Основные эксплуатанты МЧС России МЧС Азербайджана Единиц произведено 9 Базовая модель Бе-42
|