Ан-24 (по кодификации НАТО: Coke — «Сажа», «копоть») — пассажирский турбовинтовой самолёт для линий малой и средней протяжённости. Дальность полёта: 2000 км. Крейсерская скорость: 450 км/ч. Максимальная взлётная масса: 21 т. Оснащён двумя турбовинтовыми двигателями АИ-24 2 серии, АИ-24Т (Ивченко) с воздушным винтом АВ-72, АВ-72Т изменяемого шага. Ан-24 выпускался с 1959 по 1979 год. Было выпущено более 1000 таких самолётов, более 300 эксплуатируются. С начала 60-х годов и вплоть до настоящего времени остается основным самолетом, летающим на местных авиалиниях в СССР/России. История создания и развития
Разработка нового двухдвигательного пассажирского самолёта Ан-24, предназначенного для эксплуатации на местных авиалиниях, началась в ГСОКБ-473 им. О. К. Антонова в 1958 году в соответствии с постановлением СМ СССР № 1417—656 от 18 декабря 1957 года. Согласно заданию самолёт должен был перевозить пассажиров с эквивалентной нагрузкой 4000 кг на расстояние до 400 км с крейсерской скоростью 450 км/ч. Предусматривалось применение двигателей АИ-24.
Первый полёт Ан-24 совершил 20 октября 1959 года, за его штурвалом находился экипаж лётчика-испытателя Г. И. Лысенко. В 1961 году проходили заводские и государственные испытания. Серийное производство самолёта началось в начале 1962 года на заводе № 473 в Киеве. В сентябре 1962 года состоялся первый технический рейс с пассажирами. 31 октября 1962 года началась эксплуатация самолёта на трассе Киев-Херсон.
Производство самолёта продолжалось до 1979 года. С 1962 года по 1979 было выпущено более 1200 машин, из них 1028 выпустил Киевский авиационный завод «АВИАНТ». Также Ан-24 производился в Китае под названием Y-7.
Техническое описание
Фюзеляж герметичный, типа полумонокок. Силовая конструкция состоит из набора стрингеров и балок. Вместо клёпки применены клеесварные соединения. Сечение фюзеляжа образовано двумя дугами разного диаметра. В носовой части фюзеляжа расположена кабина экипажа. За ней размещен передний багажный отсек, пассажирский салон, буфет, туалет, гардероб и задний багажный отсек.
Крыло — трапециевидной формы в плане, кессонного типа, большого удлинения. Крыло состоит из двух лонжеронов. На центроплане располагается два отклоняющихся однощелевых закрылка, а на консолях — два 2 выдвижных двухщелевых закрылка. Также на консолях размещены два разрезных элерона. Хвостовое оперение — традиционное, дополненное подфюзеляжным килем.
Шасси самолёта — трехопорное: две главных опоры и одна передняя. Двойные колеса на каждой стойке. Давление внутри пневматиков регулируется на земле.
Силовая установка состоит из двух турбовинтовых двигателей АИ-24 конструкции А. Г. Ивченко с четырёхлопастными воздушными винтами АВ-72, АВ-72Т и агрегата автономного запуска ТГ-16 (на самолёте Ан-24РВ в правой мотогондоле установлен дополнительный турбореактивный двигатель РУ-19А300 тягой 800 кгс). Диаметр винтов 3,9 м. Мощность каждого двигателя на взлетном режиме — 2550 л.с. Топливо размещается в 4-х мягких баках (в центроплане)- 1420 л.,(8-ми мягких баках (в центроплане)- 2500л. и два бака-кессона - 3680л.
Технические характеристики Экипаж: 3—5 человека Пассажировместимость: 48—52 человек Грузоподъёмность: 6500 кг Длина: 23,53 м Размах крыла: 29,20 м Высота: 8,32 м Площадь крыла: 74,98 м² с однощелевым центропланным закрылком, 72,46 м² с двухщелевым центропланным закрылком Масса пустого: 13350 кг Масса снаряжённого: 13489 кг Нормальная взлётная масса: 21000 кг Максимальная взлётная масса: 21000 кг (для самолёта АН-24РВ - 21800кг, на доработанных самолётах (по условию прочности шасси) - 22500 кг) Масса топлива во внутренних баках: 4850 кг Силовая установка: 2 × ТВД АИ-24 Мощность двигателей: 2 × 2550 (2 × 1876) Воздушный винт: АВ-72 серии 02 Диаметр винта: 3,90 м
Лётные характеристики Максимально допустимая скорость: 460 км/ч (приборная скорость) Максимальная скорость: 540 км/ч (приборная скорость при экстренном снижении) Крейсерская скорость: 460 км/ч (на высоте 6000 м) Скорость сваливания: 157 км/ч (приборная скорость, закрылки убраны) Практическая дальность: 1850 км Перегоночная дальность: 2820 км Практический потолок: 7700 м Скороподъёмность: 5-15 м/сек Длина разбега: взлётная масса 21 000 кг, ИВПП: закрылки=15-850 м, закрылки=5-1000 м Длина пробега: посадочная масса 20 000 кг - 580 м
Тип пассажирский самолёт Разработчик АНТК им. О.К. Антонова Производитель Киевский авиационный завод, Иркутский авиазавод, Улан-Удэнский авиационный завод Первый полёт 20 октября 1959 Начало эксплуатации 1962 Статус эксплуатируется Годы производства 1962 — 1979 Единиц произведено 1367 (включая китайский Xian Y-7) Варианты Ан-26 Ан-30 Ан-32 Ан-34 Xian Y-7
|