Главная энциклопедия авиации Регистрация

Вход

Приветствую Вас Гость | RSSВоскресенье, 21.01.2018, 21:43
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Пассажирский самолёт [182]
Сверхлёгкий самолёт [8]
Пассажирский бизнес-самолёт [49]
Истребитель-бомбардировщик [42]
Учебно-тренировочный самолёт [83]
Лёгкий самолёт общего назначения [100]
Планер [12]
Бомбардировщик \ Стратегический бомбардировщик [167]
Военный планёр [2]
Воздушный авианосец [0]
Гидросамолёт \ Летающая лодка [70]
Истребитель \ Палубные истребители [290]
Пикирующий бомбардировщик [14]
Самолёт-разведчик \ Патрульный самолёт [75]
Транспортный самолёт [71]
Штурмовик [43]
Сельскохозяйственные самолёты [9]
Грузовой самолёт [4]
Экспериментальные самолёты \ Экспериментальный вертолёт [117]
Cпортивный самолёт [15]
Почтовые самолёты [3]
Другая военная авиация [29]
Автожир [2]
Другая гражданская авиация [3]
Беспилотные самолёты [97]
Транспортный вертолёт [45]
Ударные вертолёты [30]
Летающие краны [3]
Гражданские вертолёты [54]
Вертолёты связи и наблюдения [12]
Многоцелевой вертолёт [5]

Поиск

Блог
Главная » 2012 » Апрель » 27 » Су-24
16:36
Су-24

Су-24 (изделие Т-6, по кодификации НАТО: Fencer, Фе́нсер — англ. Фехтовальщик) — советский и российский фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей.

По состоянию на 2011 год средний возраст Су-24, состоящих на вооружении ВВС России, составлял 25-27 лет. Первоначально планировалось заменить 60–70% самолётного парка Су-24 новейшим Су-34, а остальные — модернизировать до варианта Су-24М2. Однако после ряда катастроф было принято решение списать все Су-24 к 2020 году. Также в феврале 2012 года обьявлено о снятии бомбардировщиков СУ-24 с вооружения ВС Республики Беларусь.

История создания и производства

17 января 1970 года Су-24 совершил первый полёт. ГСИ проведены с января 1970-го по июль 1974-го. Су-24 принят на вооружение 4 февраля 1975. На базе самолета созданы модификации — разведчик и постановщик помех. Су-24М, МР, МП, М2 оборудованы системой дозаправки в воздухе.

Испытания Су-24 проведены с более чем 2000 полётов. ГСИ Су-24М проведены с декабря 1976-го по май 1981 года. Постановлением правительства от 22 июня 1983 года самолет Су-24М был принят на вооружение

Выпускался на Новосибирском авиазаводе и КнААПО. Серийное производство всех модификаций прекращено в 1993 году. Всего было выпущено около 1200 этих машин.

Модернизированный Су-24М2 совершил первый полёт в 2001 году. Предварительный этап испытаний начат в 2004 году. В 2006 году модернизированный самолёт находился на завершающей стадии испытаний. В 2007 году первые 2 Су-24М2 были переданы в Липецкий центр боевого применения. Поставка всех заказанных Су-24М2 первой партии для ВВС России была завершена в декабре 2009 года.

Конструкция

Самолёт представляет собой двухдвигательный высокоплан с крылом изменяемой стреловидности. В зависимости от режима полёта передние части крыла (консоли) устанавливаются в одно из четырёх положений — 16° на взлёте и при посадке, 35° в крейсерском дозвуковом полёте, 45° при боевом маневрировании и 69° при полёте на околозвуковых и сверхзвуковых скоростях. На самолёте трёхстоечное убираемое шасси. Фюзеляж полумонококовой конструкции, кабина двухместная. Лётчик и штурман располагаются рядом, "плечом к плечу", управление двойное. Катапультные кресла типа К-36ДМ.

На самолёте установлены два ТРДДФ АЛ-21Ф-3 с тягой на форсаже 2х11500 кгс. Топливная система имеет ёмкость 11 700 литров, плюс возможна подвеска двух дополнительных баков по 3000 л каждый, что увеличивает перегоночную дальность до 2850 км. В носовой части машины имеется убираемая штанга топливоприёмника воздушной заправки по системе «шланг-конус».

Бортовая цифровая прицельно-навигационная система ПНС-24 «Пума» массой 837 кг[10] с РЛС переднего обзора «Орион-А» и РЛС предупреждения о столкновении при низковысотном полёте «Рельеф» обеспечивает автоматический вывод самолёта в заданный район, полёт по запрограммированному маршруту, автоматическое возвращение на свой аэродром и заход на посадку до высоты 40–50 метров. Также имеется режим автоматического низковысотного полёта с огибанием рельефа местности.

Максимальная взлётная масса машины — 39,7 т, максимальная скорость полёта на высоте составляет 1700 км/ч, потолок — 11500 м.
Некоторые технические решения при проектировании Су-24 были позаимствованы у американского истребителя-бомбардировщика F111.

Места базирования российских Су-24

Государства, в которых Су-24 состоит на вооружении. Обозначено цветом: синим — текущие эксплуатанты, красным — бывшие.
Шагол — 2-й гв. бап (Су-24М)
Сиверский-2 — 67-й бап (Су-24М)
Хурба — 277-й бап (Су-24м)
Переяславка-2 — 302-й бап (Су-24M и Су-24М2)
Воронеж — 455-й бап (Су-24М)
Морозовск — 559-й бап (Су-24М)
Смуравьёво — 722-й бап (Су-24)
Ейск — 959-й бап (Су-24)
Черняховск — 4-й гв. омшап (Су-24М)
Мариновка — 11-й орап (Су-24МР)
Шаталово — 47-й гв. орап (Су-24МР)
Мончегорск — 98-й ограп (Су-24МР и Су-24)
Возжаевка — 293-й орап (Су-24МР)
Бада — 313-й орап (Су-24МР)
Варфоломеевка — 799 орап (Су-24МР)
Лебяжье — 1-й бап (Су-24)
Липецк-2 — 968-й иисап (несколько)
Гвардейское — 43-й гв.омшап (Су-24)
Остров — 240-й гв.осап (Су-24М)

Модификации

Су-24М — модернизированный бомбардировщик, первый полёт совершил в 1976 году. Установлена новая прицельно-навигационная система ПНС-24М «Тигр». Способен в автоматическом и полуавтоматическом режиме совершать полет с огибанием рельефа местности на высоте от 50 м.
Су-24МП — постановщик помех, первый полёт совершил в декабре 1979 года. Выпущено 10 самолетов.
Су-24МР — самолёт-разведчик, первый полёт совершил в сентябре 1980 года. Выпущено 130 самолет.
Су-24МК — экспортный вариант Су-24М, первый полёт совершил в 1987 году.
Су-24М2 — современная модернизация. Установлена новая навигационная система, которая за счёт интеграции данных, поступающих от различных источников, позволяет осуществлять длительный полёт на высотах 30-50 м (кратковременно — 10-30 м). Расширена номенклатура высокоточного оружия, в состав которого теперь входят ракеты Х-31П и Х-59М.

Боевое применение

В Афганской войне (1979—1989) советские Су-24 применялись ограниченно. К боевой работе они привлекались только во время Панджшерской операции 1984 года и вывода советских войск в 1988—1989 годах. Су-24 никогда не базировались на территории Афганистана, действуя с советских авиабаз в Средней Азии. Боевых потерь не было.

Иракские Су-24 во время войны в Персидском заливе боевых вылетов не совершали и были перегнаны в Иран (присвоивший эти самолёты после завершения войны).

Самолёты, доставшиеся Азербайджану, ограниченно применялись в ходе Карабахской войны.

Узбекские Су-24 участвовали в гражданской войне в Таджикистане, одна машина была сбита.

Наиболее интенсивное боевое применение было у российских самолётов в ходе обеих Чеченских войн. Всего на Северном Кавказе было по разным причинам потеряно три машины.

Также российские Су-24 применялись во время войны в Южной Осетии в 2008 году[13]. В официальных российских сводках потерь Су-24 не упоминаются, однако часть экспертов указывает на потерю двух самолётов этого типа (см. подробнее).

Один ливийский Су-24 был сбит огнём повстанцев во время гражданской войны в Ливии 2011 года.

Аварии и катастрофы

Су-24 считается достаточно сложной в пилотировании машиной и имеет высокий уровень аварийности. Только при проведении лётных испытаний было потеряно 14 Су-24 и Су-24М. После принятия самолёта на вооружение ежегодно происходило 5—6 аварий и катастроф. По свидетельству заместителя главнокомандующего ВВС РФ Виктора Кота, на 1998 год самолёт Су-24 был наиболее аварийным летательным аппаратом в российской военной авиации, потеряно около 100 самолётов.

12.10.1989 при взлёте Су-24 врезался в транспортный самолёт, погибло 7 человек;

В октябре 1999 в Чечне был сбит Су-24М;

29.01.2000 в Ахтубинске сгорело 3 Су-24М на ВПП;

14.03.2000 разбился фронтовой бомбардировщик Су-24, в Смоленской области в 25 километрах от аэродрома Шаталово, экипаж катапультировался;

07.05.2000 в Чечне сбит Су-24МР пилоты погибли;

27.06.2000 в 19:56 по московскому времени, в авиационном полку в Воронеже произошла авария самолёта Су-24М, пилоты остались живы, жертв нет;

24.09.2000 в городе Пушкин сгорело 3 Су-24, пожар был потушен 5 часов спустя;

11.03.2001 в 23:35 разбился Су-24 на аэродроме Моздока. Пилоты живы;

19.02.2002 под Псковом разбился Су-24, оба пилота погибли;

15.07.2003 Су-24 выпустил УР воздух-земля по деревне в ЛенОбласти, один человек пострадал, разрушено несколько зданий;

07.08.2003 в 16:09 по московскому времени разбился Су-24 при заходе на посадку в 5 километрах от взлётно-посадочной полосы аэродрома Бода Читинской области.Оба пилота погибли;

16.02.2004 в 06:52 по московскому времени на аэродроме Хурба разбился Су-24, пилоты катапультировались;

16.01.2006 в Амурской области близ посёлка Возжаевка в Белогорском районе во время учебного полёта разбился Су-24МР, оба пилота выжили. Было осуществлено 20 попыток посадить самолёт. Причина падения — отказ гидравлики привода изменения стреловидности;

15.03.2006 Су-24М потерпел аварию в 11:48 по московскому времени в 56 километрах юго-восточнее Воронежа, экипаж катапультировался;

30.07.2006 разбился Су-24М при взлете с аэродрома Черняховск, оба пилота погибли. Су-24 вылетел для показательного полета на параде;

23.08.2007 в Хабаровском крае разбился Су-24 в 115 километрах западнее аэродрома Хурба. Лётчики успешно катапультировались;

09.08.2008 в зоне конфликта (в Южной Осетии) были сбиты два лётчика Службы лётных испытаний истребительной и фронтовой авиации (в/ч 18374) 929-го Государственного летно-испытательного центра Минобороны им. Чкалова — лётчик-испытатель полковник Игорь Зинов и штурман-испытатель полковник Игорь Ржавитин. Тип самолёта, на котором они были сбиты, официально не сообщался (предположительно Су-24). Игорь Зинов попал в плен и был освобожден 19 августа, Игорь Ржавитин погиб и был посмертно удостоен звания Героя России ;

19.11.200819 декабря 2008 года в Воронежской области в 38 км к юго-востоку от Воронежа потерпел аварию Су-24. Лётчикам удалось катапультироваться;

В июне 2009 года разбились сразу два самолёта. 17 июня в Мурманской области на аэродроме Мончегорск разбился фронтовой бомбардировщик Су-24МР. Самолет упал на взлетную полосу, разрушился и полностью сгорел. Экипаж успел катапультироваться. На земле жертв и разрушений не было. Начальник Службы безопасности полетов авиации Вооруженных сил РФ генерал-лейтенант Сергей Байнетов заявил, что причиной аварии, по всей видимости, стала ошибка пилота;

17.06.2009 на аэродроме Мончегорск в Мурманской области при посадке разбился Су-24, который упал на взлетную полосу и полностью сгорел, пилоты катапультировались. Причина катастрофы — ошибка экипажа;

19.06.2009 в 15:40 мск в районе хутора Костино-Быстрянский Морозовского района Ростовской области разбился Су-24. Оба лётчика катапультировались[42]. Падение самолета было вызвано отказом системы управления механизацией поворота крыла, в результате чего лётчики не смогли выполнить приземление;

17.02.2010 в 13:00 на аэродроме Пушкин в Ленинградской области загорелся фронтовой бомбардировщик Су-24. Возгорание произошло во время пробега по взлетно-посадочной полосе. Самолёт должен был совершить плановый полёт[44]. По данным агентства «БалтИнфо», которое ссылается на свой источник в военных кругах, самолет загорелся уже после полёта. Во время посадки самолет выпустил тормозной парашют, после чего по неизвестной причине бомбардировщик загорелся. Летчики до последнего пытались спасти машину, но Су-24 сгорел полностью. По словам источника агентства, в момент происшествия на самолёте не было боекомплекта;

20.10.2011 в 06:02 мск при посадке на аэродроме Украинка в Амурской области у бомбардировщика подломилась передняя стойка шасси, самолёт "на брюхе" вынесло за пределы ВПП, он загорелся и перевернулся. Экипаж самолета — пилот, гвардии майор Олег Носков, и штурман, гвардии капитан Виталий Новосельский погибли сразу;

29.11.2011 около 20:00 мск Су-24МР загорелся и взорвался при посадке на аэродроме Мариновка в 60 километрах западнее Волгограда, при этом по команде руководства полетов экипаж катапультировался, пострадавших нет, а самолет восстановлению не подлежит;

13.02.2012 примерно в 18:40 мск потерпел аварию Су-24 в районе озера Большой Кашкул в Сафакулевском районе в Курганской области. Экипаж катапультировался.

Технические характеристики
Экипаж: 2 человека
Длина: 24,594 м (с ПВД)
Размах крыла:
при угле стреловидности χ=16°: 17,638 м
при угле стреловидности χ=69°: 10,366 м
Высота: 6,192 м
Площадь крыла:
при угле стреловидности χ=16°: 55,16 м²
при угле стреловидности χ=69°: 51 м²
Коэффициент удлинения крыла:
при угле стреловидности χ=16°: 5,64
при угле стреловидности χ=69°: 2,107
Угол стреловидности по передней кромке: 16°/ 35°/ 45°/ 69°
Поперечное V крыла: −4,5°
База шасси: 8,51 м
Колея шасси: 3,31 м
Масса пустого: 22 300 кг
Масса снаряжённого: 23 700 кг
Нормальная взлётная масса: 33 500 кг
Максимальная взлётная масса: 39 700 кг
Нормальная посадочная масса: 24 500 кг
Максимальная посадочная масса: 28 000 кг
Масса топлива во внутренних баках: 9800 кг
Объём топливных баков: 11 860 л
Силовая установка: 2 × ТРДДФ АЛ-21Ф-З
Бесфорсажная тяга: 2 × 7800 кгс (76,5 кН)
Форсажная тяга: 2 × 11 200 кгс (110 кН)

Лётные характеристики
Максимальная скорость:
на большой высоте: 1700 км/ч (1,35М)
на высоте 200 м: 1400 км/ч (без подвесок)
Скорость отрыва: 360—400 км/ч
Посадочная скорость: 285—310 км/ч
Боевой радиус: 560 км (на высоте 200 м с ПТБ и норм. боевой нагрузкой)
Перегоночная дальность: 2850 км (с ПТБ)
Практический потолок: 11 500 м
Нагрузка на крыло: 607 кг/м² (при норм. взлётной массе при χ=16°)
Тяговооружённость: 0,67 / 0,56 (при норм./макс. взлётной массе на форсаже)
Длина разбега: 1150 — 1250 м (при норм. взлётной массе)
Длина пробега: 950 — 1000 м (при норм. взлётной массе и с торм. парашютом)
Максимальная эксплуатационная перегрузка: + 6,5g

Вооружение

Стрелково-пушечное: 1 х шестиствольная 23 мм пушка ГШ-6-23 с 500 сн.
Точки подвески: 8
Боевая нагрузка: 7500 кг (максимальная)
Управляемые ракеты:
ракеты «воздух-воздух»: 2 × Р-60 (АА-8)
ракеты «воздух-поверхность»:
4 × Х-25МЛ/МР или Х-23
3 × Х-29Л/Т или Х-59
6 × С-25Л
2 × Х-58
Неуправляемые ракеты:
192 (6 × 32) × 57 мм С-5 в блоках УБ-32 или
120 (6 × 20) × 80 мм С-8 в блоках Б-8М или
30 (6 × 5) × 122 мм С-13 в блоках Б-13Л или
4 × 240 мм С-24 или
6 × 266 мм С-25
Бомбы: свободнопадающие и корректируемые различного назначения, бомбовые кассеты
3 × 1 500 кг (ФАБ-1500, КАБ-1500Л/ТК и т. д.) или
7 × 500 кг (КАБ-500Л/КР, ЗБ-500) или
10 × 500 кг (ФАБ-500, РБК-500) или
30 или 16 × 250 кг (ФАБ-250, РБК-250) или
38 × 100 кг (ОФАБ-100) или
7 × контейнеров КМГУ-2
Пушечные контейнеры: 3 × СППУ-6 с 23 мм пушкой ГШ-6-23 с 400 сн.
Подвесной контейнер «Фантасмагория»

Тип фронтовой бомбардировщик
Разработчик ОКБ Сухого
Производитель НАПО им. В.П. Чкалова
Главный конструктор Е. С. Фельснер
Первый полёт 17 января 1970 года (Т6-2И)
Начало эксплуатации Су-24: 4 февраля 1975 года
Су-24М: 22 июня 1983 года
Статус эксплуатируется, снят с производства
Основные эксплуатанты ВВС России
ВВС Украины
Годы производства 1971—1993
Единиц произведено ~1400
Категория: Бомбардировщик \ Стратегический бомбардировщик | Просмотров: 907 | Добавил: ucoz | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
«  Апрель 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Архив записей

Друзья сайта
Вам Скучно? То гда Вам Сюда!
  • МЕГА СБОРНИК САМОДЕЛОК
  • ОНЛАЙН ТЕЛЕВИДЕНИЕ
  • ОНЛАЙН РАБОТА
  • БРОНЕ ТЕХНИКА
  • Смотреть онлайн кино бесплатно
  • ИЗОБРЕТЕНИЯ И ИЗОБРЕТАТЕЛИ
  • МИР ОРУЖИЯ
  • ОНЛАЙН КИНО
  • Самоделки
  • ВКУСНО С НАМИ
  • Блог о Все и не очем
  • Архив знаний
  • ОНЛАЙН КИНО
  • Фотоальбомы
  • энциклопедия авиации
  • Игры Денди Sega Онлайн
  • Сделай сам
  • New Wiki
  • Энцеклопедия кораблей
  • Железнодорожный транспорт
  • Доисторическая Европа
  • Динозавры
  • Дирижабли
  • Цивилизация майя
  • Древний Восток
  • Скучать некогда
  • Читаем книги онлайн
  • Создай свой блог сам

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2018                      материал доступен по свободной лицензии

    Бесплатный хостинг uCoz