Сикорский UH-60 «Блэк Хоук» (англ. Sikorsky UH-60 Black Hawk, дословно: «Чёрный ястреб») — американский многоцелевой вертолёт. Поступил на вооружение Армии США, заменив вертолёт Bell UH-1.
Лётные испытания опытной модификции UH-60 были завершены в 1974 г., в 1976 г. вертолёт выиграл конкурс на поставку в Армию США. До 1985 года Армия США закупила более 300 вертолётов UH-60. К середине 1990-х гг. было построено более 2600 вертолётов.
При установке дополнительных пилонов может оснащаться ПТУР AGM-114 Hellfire, дополнительными топливными баками для полетов большой дальности. Также в передней части грузового отсека может устанавливаться пулемет М240 и М134.
Текущая модель, используемая в армии США — UH-60M Модификации вертолёта
UH-60A Black Hawk (первоначальный серийный вариант), поставлялись в армии США, Бахрейна, Колумбии, Филиппин и Саудовской Аравии UH-60A Credible Hawk — вертолеты поставлялись в ВВС США в середине 1980-х годов в качестве спасательного варианта во время боевых действий. Экипаж вертолета оснащен бронесидениями со сдвижными боковыми щитками, выполнеными из комбинированной брони (карбид бора/композиционный материал на основе кевлара), рассчитанными на защиту от пуль малокалиберного оружия при стрельбе с близкой дистанции. Кресла способны выдерживать перегрузку 48G при ударе вертолета о землю EH-60C Black Hawk — для выполнения специальных операций РЭБ [B]НН-60D Night Hawk [/B]— ночная модификация вертолета, предназначенная для ВВС США. МН-60А Velcro Hawk — 30 машин UH-60A, модифицированные для выполнения специальных операций. МН-60А Embassy Hawk — модификация вертолета для действий на европейском театре военных действий. МН-60G Pave Hawk — модификация, предназначенная для проведения боевых спасательных и специальных операций; оснащен цветным метеорадиолокатором Bendix, допплеровской навигационной системой, глобальной навигационной спутниковой системой, инерциальной навигационной системой, дисплеем с картой перемещения, новой высокочастотной, сверхвысокочастотной и спутниковой связью, подавителем инфракрасного излучения, системой предупреждения об опасности, автоматом сбрасывания дипольных отражателей и сигнальных ракет, бортовой ИК-системой FLIR для обнаружения целей, выдвигающейся штангой для заправки в полете, инфракрасными стробоскопами, системой поддержки внешних грузов, индикацией на лобовом стекле, цифровой шиной данных, дополнительными пушками и т. д. VH-60A — девять вертолетов с салоном класса VIP для высокопоставленных чиновников и генералитета. UH-60B — транспортная модификация вертолета с усовершенствованными двигателями. YEH-60B — вертолет UH-60A, модифицированный для системы обнаружения и захвата цели до входа в зону ПВО противника с вращающимся датчиком, помещенным в каноэобразный обтекатель на тросе (на вооружении с 1981 года) YSH-60B — серия из 5ти опытных вертолетов Си Хок для ВМС США. SH-60B Sea Hawk — серийный противолодочный вертолет Си Хок; оснащен зондом RAST, 25-трубочной установкой для запуска акустических буйков, буксируемым магнитным обнаружителем подводных лодок на левой консоли короткого крыла; оснащался аэронавигационным импульсным поисковым радаром AN/APS-142, системой радиоразведки ALQ-142 под носовой частью фюзеляжа, цельным лобовым стеклом кабины пилота и складывающейся хвостовой балкой; был вооружен двумя торпедами Mk 46. SH-60F Ocean Hawk — спецмодификация для участия в противолодочных операциях. НН-60J Jayhawk — модификация для проведения поисково-спасательных операций. UH-60J — спецмодификация для ВВС Японии, оптимизированным для спасательных операций; оснащен спасательной лебедкой с правого борта, внешними топливными баками, японской авиационной электронной техникой и метеорадиолокатором, бортовой ИК-системой FLIR для обнаружения целей.
МН-60К — армейский вариант для специальных операций; оборудован бортовой ИК-системой FLIR для обнаружения целей производства компании Texas Instruments, системой отображения ночного видения, дисплеем с картой перемещения, бортовой кислородопроизводящей системой, двигателями Т700-GE-701C, тормозом несущего винта; обнаружитель реактивной струи ракеты, антирадар, автомат сбрасывания дипольных отражателей и сигнальных ракет, система подавления ИК-излучения двигателей HIRSS (Hover Infra-Red Suppressor Subsystem), подавитель радиосигналов и приемник лазерного обнаружения; опытный образец поднялся в воздух 10 августа 1990 г. UH-60L — вариант UH-60A, оснащенный двигателями Т700-210С; военным ведомством США было заказано 190 вертолётов такой модификации, которая осуществлялась на базе вертолётов UH-60A. VH-60N Presidential Hawk — вертолет с салоном класса VIP; оснащен метеорадиолокатором, кабиной с улучшенной звукоизоляцией и VIP-салоном, скрытыми соплами, мощной электроникой, устойчивыми и мощными средствами связи. UH-60M — модификация оснащённая цифровой двухканальной ЭДСУ Hamilton Sundstrand и новой кабиной, также вертолёт оснащён усовершенствованными двигателями General Electric T700-701 с цифровой системой управления. Первый полёт длительностью 60 минут совершила 3 сентября 2008 года с аэродрома Уэст Палм Бич в штате Флорида.[4] UH-60P — по заказу армии Республики Корея изготовлены 100 вертолетов UH-60L, с улучшенным редуктором и тормозом несущего винта. UH-60Q Dustoff Hawk — медицинский вариант для эвакуации с поля боя и из районов катастроф, используется модифицированный корпус вертолёта UH-60L со специально спроектированным интерьером для оказания медицинской помощи в воздухе. S-70A — серия экспортных вертолетов Блэк Хок для армии Саудовской Аравии и Австралии, в том числе: 21 боевой вертолет S-70A-1 Desert Hawk и 8 санитарных вертолётов S-70A-L1. Оптимизированы для операций в пустыне. 39 машин S-70A-9 были поставлены в ВВС Австралии. S-70B-6 — модификация противолодочного вертолёта, предназначенная для ВМС Греции. S-70C — гражданские модификации вертолётов для поставок в Бруней и Китай. WS-70 — вертолеты S-70/UH-60, построены по американской лицензии на фирме Westland Helicopters в Великобритании.
Технические характеристики Экипаж: 3 человека (2 пилота, борттехник) Пассажировместимость: 11 солдат или 6 лежачих больных Длина: 19,76 м Длина фюзеляжа: 16,26 м (без штанги дозаправки) Диаметр несущего винта: 16,36 м Диаметр рулевого винта: 3,35 м Высота: 5,13 м (с хвостовым винтом) Площадь, ометаемая несущим винтом: 210,15 м² База шасси: 8,83 м Колея шасси: 2,705 м Масса пустого: 5224 кг Нормальная взлётная масса: 7907 кг Максимальная взлётная масса: 11113 кг Масса полезной нагрузки: 1197 кг (внутренняя) на подвеске: 4082 кг Объём топливных баков: 1361 л + 2 × 700 л дополнительных бака в кабине (+2 × 870 л и 2 × 1703 л ПТБ) Силовая установка: 2 × турбовальных General Electric T700-GE-701C Мощность двигателей: 2 × 1880 л.с. (2 × 1402 кВт) Лётные характеристики Максимально допустимая скорость: 361 км/ч Максимальная скорость: 296 км/ч Крейсерская скорость: 282 км/ч Практическая дальность: 584 км Перегоночная дальность: 2222 км (с ПТБ на подвесках ESSS) Продолжительность патрулирования: 2 ч 6 мин Практический потолок: 5835 м Статический потолок: 2330 м Вертикальная скороподъёмность: 7,87 м/с Нагрузка на диск: 36,7 кг/м² (при нормальной взлётной массе) Тяговооружённость: 328,9 Вт/кг (на трансмиссию при нормальной взлётной массе)Вооружение Стрелково-пушечное: в кабине: 2 × 7,62 мм шестиствольных пулемёта M134 или 2 × 12,7 мм пулемёта GAU-19 Точки подвески: 4 (по 2 с каждой стороны на ESSS) Боевая нагрузка: до 4536 кг Управляемые ракеты: «воздух-поверхность»: до 16 × AGM-114 Hellfire «воздух-воздух»: FIM-92 Неуправляемые ракеты: 70 мм Hydra 70 Подвесные топливные баки: 2 × 870 л на внешних подвесках 2 × 1703 л на внутренних подвесках
|