Ту-85 (по кодификации НАТО: Barge — «Баржа») — экспериментальный советский межконтинентальный стратегический бомбардировщик. В какой-то степени это был аналог американского B-36.
Сразу же после создания Ту-4 в 1947 годуначались работы по его совершенствованию, поскольку его дальность была недостаточна для налётов на США — главного «вероятного противника». В итоге появились самолёты Ту-80 и Ту-85.
Первый полёт Ту-85 совершил 9 января 1951 года под командованием А. Д. Перелёта. Для самолёта проектировалось два разных поршневых двигателя — воздушного охлаждения АШ-2ТК и жидкостного охлаждения ВД-4К, а также, в перспективе, первый советский турбовинтовой двигатель ВК-2 разработки ОКБ имени В. Я. Климова. По итогам испытаний на «летающих лабораториях» предпочтение было отдано двигателям ВД-4К.
Однако начавшаяся Корейская война, в ходе которой советские МиГ-15 успешно сбивали американские B-29, показала бесперспективность поршневых самолётов для военного применения, так что дальнейшие работы по этому самолёту были прекращены. Ту-85 стал последним в мире тяжёлым поршневым бомбардировщиком. Вскоре флагманом советской бомбардировочной авиации стал турбовинтовой Ту-95, в котором, однако, использовались многие решения, испытанные на Ту-85.
Технические характеристики Экипаж: 11 (2 пилота, штурман, штурман-бомбардир, бортинженер, бортрадист, оператор РЛС, 4 стрелка) Длина: 39,905 м Размах крыла: 56,0 м Высота: м Площадь крыла: 273,9 м² Коэффициент удлинения крыла: 11,4 Масса пустого: 54711 кг Нормальная взлётная масса: 76000 кг Максимальная взлётная масса: 107292 кг Масса топлива во внутренних баках: нормальная 20129 кг максимальная 48600 кг Объём топливных баков: 63600 л Силовая установка: 4 × X-образных 28-цилиндровых жидкостного охлаждения ВД-4К Мощность двигателей: 4 × 4300 л. с. (4 × 3207 кВт) Воздушный винт: четырёхлопастные АВ-48 изменяемого шага
Лётные характеристики Максимальная скорость: у земли: 459 км/ч на высоте: 638 км/ч на 10000 м Крейсерская скорость: 406 км/ч Посадочная скорость: 125 км/ч Практическая дальность: 12018 км (с 5000 кг бомб) Практический потолок: 11700 м Время набора высоты: 5000 м за 8,9 мин Нагрузка на крыло: 387 кг/м² Тяговооружённость: 125,1 Вт/кг Длина разбега: 1640 м Длина пробега: 1500 м Аэродинамическое качество: 19,5
Вооружение Стрелково-пушечное: 5 × 2×23 мм пушки НР-23 с 3150 патр. (две установки сверху, две снизу, одна в хвосте) Боевая нагрузка: нормальная: 5000 кг максимальная: 18000 кг
|