В сентябре 1963 года ВВС, ВМС и армия США совместно объявили конкурс на создание многоцелевого самолета LARA (англ. Light Armed Reconnaissance Aircraft — легкий вооруженный разведывательный самолет), предназначенного для использования в малоинтенсивных партизанских конфликтах. Согласно требованиям конкурса, самолет должен был иметь два двигателя, экипаж из двух человек, грузовой отсек для перевозки 1100 кг груза, 6 десантников или такого же количества носилок, скорость не менее 560 км/ч, разбег 240 м (то есть укороченный разбег), способность взлетать с грунтовых аэродромов и авианосца, возможность установки поплавков для превращения в амфибию. Требования были направлены в 22 авиастроительные фирмы США. На рассмотрение было представлено 9 проектов (фирмами Grumman, Goodyear, Beechcraft, Duglas, General Dynamics/Convair, Helio Aircraft Company, Lockheed, Martin Marietta, North American Aviation). Все они предусматривали использование турбовинтовых двигателей. В августе 1964 года победителем конкурса была названа фирма North American (с 1967 года — North American/Rockwell International) со своим проектом NA-300, выполненным по достаточно редкой двухбалочной схеме. В октябре был подписан контракт на производство 7 прототипов. Фирма General Dynamics/Convair опротестовала результаты конкурса и на собственные средства построила свой Модель 48 «Чарджер». Этот прототип разбился в ходе летных испытаний в 1965 году, оставив NA-300 без конкурентов.
Новый самолет получил обозначение OV-10 и название «Бронко». Первый полет был совершен 16 июля 1965 года (летчик-испытатель Эд Гиллеспи). В дальнейшем заказчики отказались от ряда выдвинутых требований. Так, OV-10 никогда не использовался с авианосцев или в качестве санитарного самолета, как это первоначально планировалось. В октябре 1966 года последовал первый заказ на серийные самолеты. Серийное производство началось в июне 1967 года. Всего для вооруженных сил США был построен 271 самолет.
Серийное производство самолета было завершено в 1976 году. В США OV-10 окончательно были сняты с вооружения в 1994 году. После этого небольшое число самолетов оставалось в частном владении. Гражданские «Бронко» использовались правительственными организациями по борьбе с наркотиками для распыления ядохимикатов над наркоплантациями. Боевое применение Самолеты OV-10 применялись в боевых действиях всеми странами, где состояли на вооружении (кроме ФРГ).
Наибольшую известность «Бронко» принесло их участие во Вьетнамской войне. Самолет создавался именно для конфликтов такого типа и поступил на вооружение в самый разгар войны. Первые OV-10 прибыли во Вьетнам 6 июля 1968 года, войдя в состав эскадрильи морской пехоты VMO-2 в Дананге; в тот же день были совершены первые боевые вылеты. Основным эксплуатантом «Бронко» в Юго-Восточной Азии стал Корпус морской пехоты. Некоторое количество самолетов использовалось армией. С 1969 по 1972 годы в дельте Меконга действовала 4-я легкая штурмовая эскадрилья (VAL-4) ВМС США «Черный пони», вооруженная OV-10; это была единственная наземная эскадрилья американских ВМС во Вьетнаме. Самолет применялся для выполнения различных заданий, в первую очередь как воздушный авианаводчик (ВВС США применяли его исключительно в этой роли). От своего предшественника О-1 он выгодно отличался бронированием, живучестью, скоростью и вооружением. Самолет имел хорошую маневренность, прекрасный обзор из кабины, его практически невозможно было сбить из легкого стрелкового оружия. Кроме того, OV-10 имел очень малое время реакции на вызов, оказавшись по этому показателю вне конкуренции.
Второй и последний раз американские OV-10 использовались в бою во время операции «Буря в пустыне» в 1991 году. Морская пехота задействовала их для наведения союзной авиации. Были потеряны два самолета (18 января и 25 февраля), оба сбиты зенитными ракетами (вероятно, из переносных зенитно-ракетных комплексов). Три летчика попали в плен, один погиб.
В составе ВВС других государств OV-10 принимали участие в различных антипартизанских войнах и военных переворотах. Венесуэла: участие в попытке военного переворота в 1992 году, при этом потеряна четверть авиапарка OV-10 ВВС Венесуэлы. Индонезия: против партизан в Восточном Тиморе. Колумбия: участие в местной гражданской войне. Марокко: против партизан ПОЛИСАРИО в Западной Сахаре. Таиланд: в пограничном конфликте с Лаосом; также предположительно против местных партизан. Филиппины: участие в попытке военного переворота в 1987 году, а также в антитеррористических операциях на Минданао.
Характеристики Летно-технические характеристики варианта OV-10A: Размах крыла — 12,19 м Длина — 12,12 м Высота — 4,62 м Площадь крыла — 27,03 м кв. Масса пустого — 3161 кг Нормальная взлетная масса — 4494 кг Максимальная взлетная масса — 6552 кг Максимальная боевая нагрузка — 1633 кг Двигатели: 2 ТВД Garrett T76-G-10 (правый) и T76-G-12 (левый) (2x715 л.с.) Максимальная скорость у земли (без подвесок) — 452 км/ч Минимальная скорость устойчивого полета — 90 км/ч Максимальная скороподъемность — 11,8 м/с Боевой радиус действия (с максимальной боевой нагрузкой) — 367 км Перегоночная дальность — 2298 км Практический потолок — 8 550 м Длина разбега — 226 м Длина пробега — 226 м Вооружение: 4 пулемета М60С (7, 62 мм, 4x500 патронов) НАР (70 мм, 127 мм) бомбы Мк.81, Мк.82, Мк.83, кассетные бомбы Rockeye Mk.20, напалмовые баки подвесной пушечный контейнер CBU-2/A (20 мм, 300 патронов) или 3 пулеметных контейнера SUU-11B/A (7,62 мм, 1500 патронов) до 2 УР AIM-9
Тип Легкий штурмовик Производитель Норт Америкэн Первый полёт 16 июля 1965 Начало эксплуатации октябрь 1967 Конец эксплуатации 1994 Основные эксплуатанты США
|