В 1936 году в СССР был объявлен конкурс на разработку многоцелевого самолёта «Иванов» (с ударением на «а»). По-видимому, инициатором его проведения был сам И. В. Сталин. Девиз, присвоенный этой машине, по мнению некоторых историков, соответствовал телеграфному адресу генсека; другие полагали, что название свидетельствовало о массовости будущих самолётов — «их надо построить столько, сколько людей у нас в стране носит фамилию Иванов».
В конкурсе приняли участие ЦАГИ (главный конструктор А. Н. Туполев), ЦКБ (главный конструктор Н. Н. Поликарпов), ХАИ (главный конструктор И. Г. Неман), а также Д. П. Григорович, С. А. Кочеригин и С. В. Ильюшин.
25 августа 1937 года Михаил Громов впервые поднял в воздух бомбардировщик ближнего действия конструкции П. Сухого. В 1939 году на нём установили мотор М-88Б мощностью в 1000 л. с. и 10 реактивных снарядов РС-82. Этот самолёт, названный Су-2 (или ББ-1 — ближний бомбардировщик), с 1940 года выпускался серийно. В ноябре 1941 года Су-2 стал выпускаться с мотором М-82 (АШ-82) мощностью в 1400 л. с., с ним скорость самолёта достигала 486 км/ч. Производство Су-2 было прекращено в начале 1942 года.
Боевое применение
Совершив в 1941 году примерно 5000 вылетов на Су-2, советские ВВС потеряли в бою и пропавшими без вести всего 222 этих самолёта, то есть одна потеря приходилась на 22,5 вылета. При этом средние боевые безвозвратные потери советских бомбардировщиков в 1941 году составили 1 самолёт на 14 вылетов, то есть были в 1,61 раз больше.
В частях, имевших на вооружении одновременно Пе-2 и Су-2, также отмечались значительно меньшие потери последних, несмотря на формально лучшие ТТХ машин Петлякова: в итоговой сводке 66-й авиадивизии за 1941 год боевые потери Пе-2 определяются в 1 потерю на 32 вылета, а у Су-2 на 1 потерю приходился 71 вылет.
Интересные факты
К 22 июня 1941 года в ВВС РККА полностью был оснащен этими самолетами только один 135-й бап и еще семь авиаполков получили по несколько Су-2. Именно Су-2 (из состава 211 БАП) оказался первым самолётом на счету будущего советского аса и маршала авиации А. И. Покрышкина — он сбил его (по ошибке) в первый день войны, 22 июня 1941 года. Сбитие наблюдал летевший в той же группе Су-2 И. И. Пстыго (также будущий маршал авиации, а после войны — однокурсник Покрышкина на учёбе в Высших офицерских курсах ВВС в Липецке). На Су-2 был совершён единственный известный случай воздушного тарана, совершённого женщиной, — 12 сентября 1941 года лётчица Е. Зеленко на своём Су-2 сбила тараном один немецкий истребитель Me-109 (второй Me-109 подбил её самолёт, который она пыталась после тарана приземлить, лётчица при этом погибла). Павел Сухой лично распорядился о постройке полноразмерного металлического макета Су-2 по оригинальным чертежам для установки в музейной экспозиции «Оборона Сталинграда» в городе Волгограде.
Модификации
Су-4 ШБ Технические характеристики
Экипаж: 2 чел. Крейсерская скорость: 459 км/ч Максимальная скорость у земли: 430 км/ч Максимальная скорость на высоте: 486 км/ч Дальность полёта: 910 км Практический потолок: 8400 м Скороподъёмность: 588 м/мин Длина: 10,46 м Высота: 3,94 м Размах крыла: 14,3 м Площадь крыла: 29 м² Масса пустого: 3220 кг Масса снаряжённого: 4700 кг Двигатели: АШ-82ФН Тяга: 1330 л. с. Пушечное вооружение: 4 × ШКАС неподвижных и 2 × ШКАС подвижных Боезапас: 3400 на неподвижные пулемёты и 1500 на подвижные Бомбовая нагрузка: 400 кг Подвесные вооружения: 10 НУРС РС-82 или РС-132
Тип бомбардировщик Производитель заводы № 135 (Харьков) и № 207 (Долгопрудный) Главный конструктор П. О. Сухой Первый полёт 25 августа 1937 (АНТ-51) Начало эксплуатации январь 1941 Конец эксплуатации начало 1944 Статус не эксплуатируется Основные эксплуатанты ВВС СССР Годы производства 1939 — 19 ноября 1941 Единиц произведено 893 Стоимость единицы 430 000 р. (1940, з-д № 135, себестоимость) Варианты Су-4
|