Seversky 2PA был создан как двухместный истребитель на основе P-35 и фирмой-разработчиком он позиционировался как "конвойный" самолёт сопровождения бомбардировщиков. Экипаж состоял из пилота и стрелка, которые находились в одной кабине с общим фонарём. Конструкция самолёта представляла собой цельнометаллический моноплан с низкорасположенным крылом и убирающимися основными стойками шасси. Для достижения большой дальности полета практически весь внутренний объем крыла занимали топливные баки. Для снижения лобового сопротивления самолёта разработчики отказались от традиционной в то время турели башенного типа, стрелок и пулемётная турель закрывались застекленным обтекателем, являвшимся продолжением фонаря кабины. При необходимости стрелок мог, освободив замок, повернуть обтекатель вокруг его продольной оси, спрятать его в фюзеляж и начать стрельбу.
Изначально в конструкцию были заложены большие возможности по модернизации. В зависимости от пожеланий заказчика можно было установить двигатели различной мощности - от 400 до 1200 л.с., за счет замены законцовок крыла могла быть изменена площадь несущей поверхности. Большинство указанных конструктивных изменений можно было осуществить в полевых условиях. В результате, помимо основного назначения - истребитель сопровождения, самолет мог быть быстро модифицирован в легкий бомбардировщик, дальний разведчик или учебно-тренировочный самолёт.
Но армейское руководство США отказалось от закупки 2PA так как из-за появления скоростных бомбардировщиков возобладало мнение, что они не нуждаются в истребителях прикрытия. Хотя позже эта точка зрения была признана ошибочной.
Эксплуатация
В СССР
Большая для истребителя дальность полёта привлекла внимание советских специалистов. В начале 1937 года советское торговое представительство в США «Амторг» по поручению 1-го Главного управления наркомата оборонной промышленности обратилось в «Seversky Aero Corp.» с предложением продать два самолёта 2PA и права на их производство в СССР за 780 тысяч долларов. Правительство США, заинтересованное в развитии торговли с СССР, одобрило договор, согласно которому изготавливались две модификации самолёта - 2PA-L (заводской №R-189M) с обычным колёсным шасси и 2PA-A (заводской №NX1307) с колёсно-поплавковым. Но, в то же время, запретило устанавливать на экспортные самолёты новейший авиадвигатель Pratt & Whitney R-2800 мощностью 1000 л.с.. Вместо него самолёты снабдили менее мощным мотором Wright R-1820 (750 л.с.).
14 марта 1938 года первый самолёт (с колёсным шасси) поступил в НИИ ВВС СССР, испытывать машину поручили лётчику-испытателю С. П. Супруну. Помимо полётов для замера лётных характеристик проводились учебные бои с советскими самолётами И-16 и Р-10. В ходе испытаний 2PA-L высокую оценку получили пилотажные свойства самолёта. А во время учебных боёв он продемонстрировал явное превосходство не только над Р-10, но и над значительно более лёгким И-16 с двигателем похожей мощности (применявшийся в учебных боях И-16 тип 5 имел мотор М-25 мощностью 700 л.с.). Несмотря на отличные лётные качества, 2PA не был рекомендован военными к серийному производству в СССР. При испытаних была выявлена недостаточная проработка вооружения и винто-моторной группы, а также наличие уязвимых топливных баков в крыльях.
Второй самолёт, 2PA-A, так же по итогам испытаний не был рекомендован к производству.
В книге «Sever the Sky: Evolution of Seversky Aircraft», приводятся отрывочные сведения о том, что якобы компания «Seversky Aero Corp.» планировала через СССР поставлять 2PA Республиканским войскам в Испанию, но точного подтверждения этому нет.
В Швеции
Так как армия США не проявила интерес к самолёту, в 1938 году глава фирмы Александр Прокофьев-Северский решил сделать ставку на экспорт и во второй половине года вывез два демонстрационных 2PA для показа в Европе. Были проведены демонстрационные полёты во Великобритании (один из самолётов пилотировал сам Прокофьев-Северский и серьёзно повредил машину во время посадки), Франции, Польше и Норвегии, но, хотя результата они не принесли, желание приобрести 2PA в варианте пикирующего бомбардировщика высказала Швеция, которая на тот момент уже закупала другую модель производства компании «Seversky Aero Corp.» — P-35 (шведское обозначение — J 9).
Всего Швеция заказала 52 самолёта модификации 2PA-204, которые получили внутреннее шведское обозначение B 6. Но из них поставлены были только две машины так как в июне 1940 года США ввёл эмбарго на продажу авиатехники в зарубежные страны, кроме Великобритании. Технические характеристики Экипаж: 2 человека Длина: 8,20 м Размах крыла: 10,97 м Высота: 2,99 м Площадь крыла: 20,44 м² Масса пустого: 2 078 кг Максимальная взлётная масса: 3 474 кг Силовая установка: 1 × воздушного охлаждения радиальный R-1830
Лётные характеристики Максимальная скорость: 508 км/ч Перегоночная дальность: 3138 км Вооружение Стрелково-пушечное: 4 х пулемёт 7,62 мм или 4 х пулемёт 12,7 мм Browning MG и 1 х пулемёт 7,62 мм на задней турели Бомбы: до 227 кг (500 фунтов) на подвеске
|