В первых числах ноября 1929 года УВВС сделало ЦАГИ заказ на тяжёлый бомбардировщик ТБ-4, получивший также второе название — АНТ-16. В марте 1930 года УВВС утвердило требования для нового бомбовоза с двигателями М-35 суммарной мощностью в 5 000 л. с.
По мнению военнослужащих, этот самолёт должен был иметь максимальную общую нагрузку примерно 18 т; из них боевая загруженность могла составлять до 10 т, дальность полёта машины — 2 000 км, скорость при номинальном режиме работы всех двигателей — 200 км/ч, практический потолок самолёта — 5 км, посадочную скорость — 100 км/ч, разбег — 250 м, пробег при использовании тормозов — 100 м, без тормозов — 300 м.
В апреле 1930 года Совет Труда и Обороны утверждает план опытного самолётостроения — там были и работы по созданию АНТ-16. На самом деле работы по самолёту вместо планировавшегося года заняли целых два, в мае того же года началось только эскизное проектирование. И только в декабре 1932 года самолётостроители получили двигатели, требуемые для ТБ-4; в феврале 1933 года начали постепенно вывозить агрегаты АНТ-16 на аэродром. В апреле того же года ТБ-4 в основном собрали, затем начались доводки и осуществляться мелкие монтажные работы. В июле прошли испытания самолёта.
Вот что впоминает П. М. Стефановский об испытаниях ТБ-4:
«… ТБ-4 заставил забыть и о характере, и о привычках. Он просто потрясал! Человек среднего роста свободно расхаживал не только в фюзеляже, но не пригибался и в центральной части крыла. Оборудование чудовищной машины напоминало небольшой промышленный комбинат. Имелась даже самая настоящая малогабаритная электростанция для автономного энергопитания всех самолетных агрегатов… Различное оборудование, вооружение, системы и аппараты управления заполнили всю внутренность самолета диковинных размеров. М. М. Громов, передавая мне машину, охарактеризовал ее более чем кратко: „Хорошо летает. Сам увидишь“».
В ноябре 1933 года у начальника ВВС РККА Алксниса произошло совещание в связи с результатами испытаний ТБ-4; это совещание практически прекратило осуществление проекта АНТ-16. В протоколе совещания говорилось:
«… опытный самолет в серию не запускать, в виду неудовлетворения тактико-технических требований, в качестве эталона принять военный вариант самолета „Максим Горький“ с восемью моторами М-34; опытный самолет АНТ-16 передать ЦАГИ для совместных с НИИ испытаний, для выяснения вопросов, связанных с постройкой „Максима Горького“»… Технические характеристики Экипаж: 12 человек Длина: 32 м Размах крыла: 54 м Высота: 11,73 м Площадь крыла: 422 м² Колея шасси: 10,645 м Масса пустого: 21400 кг Нормальная взлётная масса: 33280 кг Максимальная взлётная масса: 37000 кг Масса топлива во внутренних баках: 4950 кг Силовая установка: 6 × поршневые М-34 Мощность двигателей: 6 × 750 л.с. (6 × 560 кВт)
Лётные характеристики Максимальная скорость: у земли: 200 км/ч на высоте: 188 км/ч на 5000 м Крейсерская скорость: 159 км/ч Посадочная скорость: 105 км/ч Практическая дальность: с 8000 кг бомб: 940 км с 2000 кг бомб: 2000 км Практический потолок: 2750 м Время набора высоты: 1000 м за 12,4 мин 2000 м за 34,0 мин Нагрузка на крыло: 78,3 кг/м² Тяговооружённость: 99 Вт/кг Длина разбега: 800 м Длина пробега: 400 м
Вооружение Стрелково-пушечное: 2 × 20 мм пушки 5 × 2×7,62 мм пулемётов ДА Боевая нагрузка: 10000 кг
Тип тяжёлый бомбардировщик Разработчик АГОС ЦАГИ Главный конструктор Туполев А. Н. Первый полёт 3 июля 1933 Конец эксплуатации 29 сентября 1933 Статус не эксплуатируется Основные эксплуатанты ВВС СССР Единиц произведено 1 Базовая модель ТБ-3
|