Sukhoi Supersonic Business Jet (SSBJ, С-21) — проект сверхзвукового пассажирского самолёта бизнес-класса, разрабатываемого ОКБ Сухого. В поисках финансирования ОАО Сухой сотрудничала по данному проекту с компаниями Gulfstream Aerospace, Dassault Aviation, а также рядом китайских компаний. В настоящее время дальнейшая судьба С-21, как и Ту-444 остаётся неясной.
История разработки
Разработка С-21 и его более крупной модификации С-51 была начата в 1981 году по инициативе главного конструктора ОКБ Сухого на тот момент Михаила Петровича Симонова. Проект возглавил заместитель главного конструктора Михаил Асланович Погосян.
Анализ коммерческой эксплуатации самолётов Ту-144 и Конкорд показал, что с ростом цен на авиатопливо сверхзвуковые самолёты не могут конкурировать с более экономичными дозвуковыми лайнерами в сегменте массовых перевозок. Количество пассажиров, готовых существенно переплачивать за скорость движения невелико и определяется, в основном, представителями крупного бизнеса и высшими чиновниками. При этом приоритетными маршрутами движения являются авиалинии, соединяющие мировые столицы. Это определило концепцию самолёта, как предназначенного для перевозки 8-10 пассажиров на дальность 7-10 тысяч километров (для обеспечения беспосадочного перелёта между городами на одном континенте и с одной дозаправкой при полёте из любой в любую столицу мира). Важным так же стало уменьшение длины пробега, чтобы самолёт могли принимать все международные аэропорты мира.
В ходе работы над самолётом прорабатывались различные варианты компоновки — с 2, 3 или 4 двигателями. Развал Советского Союза привёл к прекращению финансирования программы со стороны государства. ОКБ Сухого начало поиск независимых инвесторов на проект. В частности, в начале 1990-х работы велись в сотрудничестве с американской компанией Gulfstream Aerospace — при этом прорабатывался вариант с 2-мя английскими двигателями, получивший обозначение S-21G. Однако в 1992 году американская сторона вышла из проекта, опасаясь неподъёмных расходов. Проект был приостановлен.
В 1993 году инвесторы на проект были найдены в России и проект был возобновлён. Полученные от инвесторов 25 миллионов долларов США позволили достичь стадии завершения проектирования. Были проведены наземные испытания двигателей, а также испытания моделей самолёта в аэродинамических трубах.
В 1999 году проект самолёта был представлен на авиасалоне Ле-Бурже, тогда же Михаил Петрович Симонов заявил, что для завершения всех работ по самолёту и начала выпуска серийных лайнеров потребуется ещё около 1 миллиарда долларов. При своевременном и полном финансировании самолёт мог впервые подняться в воздух в 2002 году, а стоимость единицы составила бы около 50 миллионов долларов. Рассматривалась возможность продолжения совместной работы над проектом с французской компанией Dassault Aviation, однако контракт не состоялся.
В 2000 году ОКБ Сухого пробовало найти инвесторов на данный проект в Китае.
В настоящее время инвестиции для завершения разработки и создания самолётов не найдены и дальнейшая судьба С-21 остаётся неясной.
Технические характеристики Экипаж: 2 пилота Пассажировместимость: 6-10 (в зависимости от компоновки) Грузоподъёмность: 910 кг Длина: 37,86 м Размах крыла: 19,9 м Высота: 9,55 м Площадь крыла: 140 м² Угол стреловидности: 32° / 68° Масса пустого: 26 520 кг Нормальная взлётная масса: 48 000 кг Максимальная взлётная масса: 51 800 кг Масса топлива во внутренних баках: 24 570 кг Силовая установка: 2 × ТРДФ АЛ-363 или 3 × ТРДД Д-21А1 Тяга: 2 × 11500 кгс или 3 × 7500 кгс
Лётные характеристики Крейсерская скорость: 2125 км/ч (2,0 Маха) Скорость сваливания: 270 км/ч Практическая дальность: 7400 км Практический потолок: 19500 м Тяговооружённость: 0,479 или 0,333 Длина разбега: 1980 м Длина пробега: 1980 м
Разработчик ОКБ Сухого Главный конструктор Погосян, Михаил Асланович Статус в разработке Единиц произведено 0 Стоимость программы разработки 1 миллиард долларов США Стоимость единицы 50 миллионов долларов США (проект)
|