Sikorsky CH-54 Tarhe — тяжелый транспортный вертолет США. Разработан и производился предприятием Sikorsky Aircraft с 1962 для армии США, выпущено 105 вертолётов. Эксплуатировался в ходе Вьетнамской войны. Существует гражданская модификация S-64 Skycrane.
Разработка и конструкция
Прототипом данной машины (и в целом концепции вертолёта-крана) был опытный вертолёт Сикорского S-60. Он был оснащён поршневыми двигателями, и вскоре стала очевидной необходимость создания машины с более мощной силовой установкой и лучшими характеристиками.
Первый полёт вертолета S-64 Skycrane, оснащенного двумя газотурбинными двигателями, был выполнен 9 мая 1962 года. Машина была спроектирована по схеме «летающего шасси», или модульной схеме. Вертолёт оснащался высоким шасси. Такая конструкция позволяла устанавливать, а точнее-подвешивать на вертолет различные варианты платформ (транспортные грузопассажирские кабины, негабаритные грузы, контейнеры и пр.). Вертолет был хорошо приспособлен и для перевозки грузов на внешней подвеске. Мощная лебёдка позволяла подбирать грузы на режиме висения, без необходимости посадки. Такие характеристики вполне устроили военных заказчиков, и армия США приобрела 105 вертолетов, присвоив им обозначение CH-54. Вертолёты использовались в ходе боевых действий во Вьетнаме, в частности- для эвакуации поврежденных самолетов и вертолетов. С течением времени они были заменены транспортными вертолетами Boeing CH-47 Chinook, хотя отдельные машины эксплуатировались Национальной Гвардией США до начала 1990-х годов. Кроме того, предприятие Sikorsky Aircraft выпустило семь вертолетов в гражданском варианте S-64E.
Гражданская эксплуатация
Некоторое количество машин, выведенных из армейской эксплуатации, было приобретено частными компаниями. Так, предприятие Erickson Air-Crane (США, штат Орегон) эксплуатирует данные вертолеты (в гражданском обозначении Erickson S-64 Aircrane) для перевозки тяжелых грузов, вертолётной трелёвки леса и и борьбы с лесными пожарами (кроме США,эти машины применялись для тушения пожаров также в Греции, Италии, Австралии). В противопожарном варианте вертолет комплектуется водяной цистерной емкостью 10000 литров. Предприятие внесло более 1350 модификаций в первоначальную конструкцию вертолета. В 1992 компания выкупила у Sikorsky права на производство вертолета и получила сертификат типа.
Лётно-технические характеристики
Экипаж: 3 Полезная нагрузка: 9 000 кг Длина: 26,97 м Диаметр несущего винта: 21,95 м Высота: 7,75 м Вес (пустой): 8 980 кг Вес (максимальный взлетный): 21 000 кг Силовая установка: 2× ГТД Pratt & Whitney T73-P-700 мощностью 4 800 л. с. (3 580 kW) каждый Mаксимальная скорость: 240 км/ч Крейсерская скорость: 185 км/ч Дальность: 370 км Практический потолок: 5 600 м Скороподъёмность: 6,75 м/с
Рекорды
Рекорд скороподъемности:4 ноября 1971 года Делберт У. Хант поднялся на высоту 9000 м за 5 минут и 58 секунд.
|