Работы над проектом начались летом 1944 года, когда авиакомпания Рипаблик начала рассматривать возможность использования турбореактивного двигателя на базе самолёта P-47 «Тандерболт». Первые расчёты показали бесперспективность этой идеи и уже в ноябре того же года конструкторы компании, под руководством Александра Картвели приступили к разработке принципиально нового самолёта на базе двигателя General Electric J35.
Боевое применение
F-84 широко использовался во время войны в Корее с конца 1950 года. Этот самолёт намного уступал советскому истребителю МиГ-15, однако хорошо зарекомендовал себя в качестве истребителя-бомбардировщика. F-84G появились в небе Кореи в 1952 году, и в заключительные месяцы войны самолёты, входившие в состав 49-го и 58-го истребительно-бомбардировочных крыльев, нанесли удары по северокорейским ирригационным дамбам, имевшим жизнено важное значение для местной экономики. Первой целью стала плотина Токсан, располагавшаяся на реке Потонг в 20 километрах к северу от Пхеньяна. Удар был нанесён во второй половине дня 13 мая 1952 года. В налёте участвовало 59 F-84 из состава 58 ИБК, оснащенных 454-килограммовыми бомбами. Первые результаты казались разочаровывающими: несмотря на незначительные повреждения плотина не была разрушена. Однако фотографии, полученные на следующее утро с помощью самолёта-разведчика RF-80, показали, что цели всё-таки удалось достичь. За ночь давление воды разрушило повреждённую плотину, и наводнение покрыло обширную территорию, в том числе было уничтожено несколько километров железных дорог, шоссе, соединявшее север и юг страны, аэродром, несколько населённых пунктов. Только одним этим ударом транспортной системе Северной Кореи был нанесён бо́льший урон, чем за несколько предыдущих недель непосредственных бомбардировок. Воодушевлённый этим успехом главнокомандующий американских войск генерал Уэйланд немедленно отдал приказ об ударах по плотинам Часан и Кувонга.
Можно сказать, что F-84 поставил последнюю точку в Корейской войне, когда 27 июля 1953 года самолёты из состава 49-го и 58-го ИБК нанесли удары по аэродромам на севере страны.
Согласно официальным данным США, за всё время эксплуатации F-84 в USAF (ВВС США), истребителями этого типа было уничтожено в воздушных боях 11 самолётов противника (в том числе 10 МиГ-15). Все победы были одержаны в период Корейской войны 1950—1953 годов, исключительно в 1951 году Технические характеристики Экипаж: 1 (пилот) Длина: 11,73 м Размах крыла: 11,09 м Высота: 3,84 м Площадь крыла: 24,15 м² Стреловидность по передней кромке: 6°15' Коэффициент удлинения крыла: 5,1 Средняя аэродинамическая хорда: 2,25 м Профиль крыла: R4, 45-1512-9 Колея шасси: 5,06 м Масса пустого: 4672 кг Масса снаряжённого: 5383 кг Нормальная взлётная масса: 8233 кг (с ПТБ на законцовках) Максимальная взлётная масса: 10 251 кг Максимальная посадочная масса: 10 251 кг Масса в бою: 6702 кг Масса топлива во внутренних баках: 1333 кг + 2712 кг в ПТБ) Объём топливных баков: 1711 л + 3483 л в ПТБ Силовая установка: 1 × ТРД Allison J35-A-17B Тяга: 1 × 21,80 кН (2223 кгс) (максимальная) нормальная: 1 × 18,89 кН (1923 кгс) Длина двигателя: 3,71 м Диаметр двигателя: 1,02 м Сухая масса двигателя: 1025 кг
Лётные характеристики Максимальная скорость: 996 км/ч (у земли) Крейсерская скорость: 783 км/ч Скорость сваливания: 225 км/ч (при нормальной взлётной массе) Боевой радиус: 443 км с 2 × ПТБ: 1030 км (типовая задача) с 4 × ПТБ: 1476 км Практическая дальность: 2420 км (с 2 × ПТБ) Перегоночная дальность: 3289 км (с 4 × ПТБ) Практический потолок: 13 731 м (при 0,5 м/с) Скороподъёмность: 35,92 м/с Время набора высоты: 6096 м за 5,4 мин 9144 м за 10,3 мин 12192 м за 22,2 мин Нагрузка на крыло: 340,79 кг/м² Тяговооружённость: 0,27 Длина разбега: 1189 м Длина пробега: 769 м
Вооружение Стрелково-пушечное: 6 × 12,7 мм пулемётов M3 Colt-Browning с 300 патр. на ствол (4 в носовой части, 2 крыльевых) Точки подвески: 2 Боевая нагрузка: 1415 кг Неуправляемые ракеты: 8 × 127 мм ракет HVAR Бомбы: свободнопадающие: 2 × 454 кг или 227 кг или 159 кг или 113 кг или 45 кг Подвесные топливные баки: 2 × 871 л под фюзеляжем 2 × 871 л на законцовках крыла
Тип истребитель, истребитель-бомбардировщик Разработчик Republic Aviation Главный конструктор Александр Картвели Первый полёт 28 февраля 1946 Начало эксплуатации декабрь 1947 Конец эксплуатации середина 1960х (США) Статус снят с вооружения Основные эксплуатанты ВВС США Годы производства июнь 1947 - 1953 Единиц произведено 4481 (без F-84F) Варианты Republic F-84F Thunderstreak
|