В ноябре 1953 года фирма Норт Америкэн по собственной инициативе начала разработку ударного самолёта, который должен был прийти на смену дозвуковому палубному бомбардировщику A-3 «Скайуорриор». Новая машина поначалу носила обозначение NAGPAW (North American General Purpose Attack Weapon), а на фирме обозначалась NAA-233. В 1955 году ВМС США одобрили проект, а в августе 1956 года заключили контракт на постройку двух опытных образцов. Выкатка прототипа YA3J-1 состоялась 16 мая 1958 года, свой первый полёт он совершил 31 августа того же года (пилот — Дик Вензель).
«Виджилент» (в переводе vigilante — «участник самосуда», «член комитета бдительности») был большим, тяжёлым и очень высокотехнологичным для своего времени двухместным двухдвигательным самолётом палубного базирования. Его отличительными чертами были ковшеобразные регулируемые (впервые в американской авиации) воздухозаборники, внутренний бомбоотсек между двигателями, крыло без элеронов (вместо них использовались интерцепторы и дифференциально отклоняемый стабилизатор), цельноповоротное вертикальное оперение. A-5 также был оснащён одной из первых электродистанционных систем управления, когда-либо установленных на самолётах.
Второй опытный «Виджилент» разбился в июне 1959 года. Несмотря на это, испытания шли успешно. В 1960 году впервые поднялся в воздух первый серийный самолёт, в июле начались испытания на авианосце. В качестве рекламы перед американским Конгрессом (от которого зависело финансирование производства) 13 декабря 1960 года коммэндер Лерой Хит и лейтенант Ларри Монро установили на «Виджилент» мировой рекорд высоты полёта, поднявшись на 91 450 футов (27 874 м) с грузом 1000 кг.
Неизвестно, было ли заметное внешнее сходство «Виджилент» и МиГ-25 случайностью или же следствием технических заимствований; нет никаких свидетельств, которые бы позволили сделать однозначный вывод. Проектирование самолёта Е-155 (прототип МиГ-25) началось в марте 1961 года, незадолго до поступления A-5 на вооружение, поэтому заимствование некоторых конструктивных решений теоретически могло иметь место. Интересно, что поначалу инженеры Норт Америкэн планировали применить на «Виджилент» двухкилевую схему хвостового оперения (которая позднее была использована на МиГ-25), однако по настоянию ВМС выбрали однокилевую.
Эксплуатация
Изначально «Виджилэнти» носил обозначение A3J. В результате стандартизации обозначений вооружения в 1962 году он получил новое обозначение A-5.
Первые самолёты поступили на вооружение 3-й тяжёлой штурмовой эскадрильи ВМС США (VAH-3) в июне 1961 года. Эксплуатация быстро выявила сильные и слабые стороны новой машины. «Виджилент» имел большую трудоёмкость обслуживания, а его оборудование не отличалось надёжностью; например, бортовой компьютер VERDAN во время испытаний имел среднее время наработки на отказ всего 15 минут (впрочем, в дальнейшем оно было доведено до 240 часов). Посадка A-5 на авианосец была довольно трудным делом из-за большой массы машины и высокой посадочной скорости. Среди пилотов ходили преувеличенные слухи о сложности пилотирования «Виджилент». В остальном самолёт имел прекрасные лётные характеристики и неожиданно хорошую манёвренность для своих размеров и массы. Известен случай, когда A-5 зашёл в хвост истребителю F-8 «Крусейдер» и долгое время преследовал его, причём пилоту «Крусейдера» не удалось избавиться от своего «противника». Участвовавший в этом «бою» пилот A-5 позднее признался, что такой успех возможен только на высоте более 6000 м и когда самолёт легко снаряжён.
Когда «Виджилент» начал поступать на вооружение, его единственной задачей была доставка ядерного боеприпаса на большое расстояние. Однако как раз в это время началось развёртывание атомных подводных лодок с баллистическими ракетами «Поларис», и необходимость в палубных носителях ядерного оружия исчезла, а при нанесения ударов обычными свободнопадающими бомбами бомбардировщик A-6 «Интрудер» был предпочтительнее «Виджилент» с точки зрения соотношения стоимости и эффективности. Военно-морские силы США обнаружили, что получили весьма дорогостоящий самолёт (каждая машина стоила около 10 млн долларов в ценах 1960-х годов), применения которому не было. В результате уже в 1963 году производство бомбардировщика было прекращено. В этих условиях командование ВМС приняло решение превратить A-5 в дальний разведчик. Разведывательный вариант RA-5C поставлялся в строевые части с июля 1963 года и был принят на вооружение 10 тяжёлых ударно-разведывательных эскадрилий, входивших в состав 1-го ударно-разведывательного крыла: (в скобках указано время эксплуатации «Виджилэнти». Все эскадрильи были расформированы) VAH-1/RVAH-1 «Smokin' Tigers» (1963—1979) VAH-3/RVAH-3 «Sea Dragons» (1961—1979) RVAH-5 «Savage Sons» (1964—1977) RVAH-6 «Fleurs» (1965—1978) VAH-7/RVAH-7 «Peacemakers of the Fleet» (1961—1979) RVAH-9 «Hoot Owls» (1964—1977) RVAH-11 «Checkertails» (1966—1975) RVAH-12 «Speartips» (1965—1979) RVAH-13 «Bats» (1964—1976) RVAH-14 «Eagle Eyes» (1968—1974)
Во время Вьетнамской войны ВМС заказали дополнительную партию «Виджилент», производившуюся в 1968—1970 годах. Начиная с 1974 года ударно-разведывательные эскадрильи расформировывались. 21 сентября 1979 года состоялся последний запуск RA-5C с авианосца, а 20 ноября того же года последний самолёт этого типа был выведен из состава ВМС США. Срок службы «Виджилент» оказался короче, чем у «Уорриора», которой он должен был заменить, но несмотря на это, A-5 занял своё место в истории американской палубной авиации.
Боевое применение
«Виджилэнти» применялись с начала до конца «американского» периода Вьетнамской войны. В Юго-Восточную Азию отправляли только разведывательные RA-5C; за время войны на театре военных действий побывали восемь из десяти разведывательных эскадрилий «Виджилент», участвовавшие в 32 боевых походах авианосцев. RA-5C были «глазами» флота и применялись в основном в Северном Вьетнаме. Они использовались для фотографирования цели как до, так и после нанесения удара. Во втором случае задача была гораздо более опасной, поскольку северовьетнамская система ПВО уже находилась в повышенной боевой готовности. Уязвимость «Виджилент» несколько снижалась благодаря тому, что в районе цели они всегда набирали сверхзвуковую скорость. Технические характеристики Экипаж: 2 Длина: 23,32 м Размах крыла: 16,15 м сложенный: 12,8 м Высота: 5,92 м Площадь крыла: 65,03 м² Стреловидность по линии 1/4 хорд: 37,5° Средняя аэродинамическая хорда: 4,62 м Колея шасси: 3,53 м Масса пустого: 14 839 кг Масса снаряжённого: 15 513 кг Нормальная взлётная масса: 25 020 кг (с 1× ядерной бомбой Mk 28) Максимальная взлётная масса: 28 555 кг Максимальная посадочная масса: на аэродром: 25 020 кг на авианосец: 17 463 кг Масса в бою: 21 559 кг (без подвесок) Масса топлива во внутренних баках: 8652 кг (+ 2468 кг в ПТБ) Объём топливных баков: 10 618 л (+ 3028 л в ПТБ) Силовая установка: 2 × ТРДФ General Electric J79-GE-8 Бесфорсажная тяга: 2 × 48,5 кН (4944 кгс) Форсажная тяга: 2 × 75,6 кН (7711 кгс) Длина двигателя: 5,265 м Диаметр двигателя: 0,8 м
Лётные характеристики Максимальная скорость: на высоте: 2124 км/ч на 12192 м у земли: 1296 км/ч Крейсерская скорость: 902 км/ч Скорость сваливания: 196 км/ч Боевой радиус: со сверхзвуковым участком полёта: 1269 км / 1750 км (без/с ПТБ ) без перехода на сверхзвуковой полёт: 1583 км / 2074 км (без/с ПТБ ) Практическая дальность: 3241 км / 4204 км (без/с ПТБ со сверхзвуковым участком полёта) Практический потолок: 12 619 м Боевой потолок: 15 880 м (при 2,54 м/с) Скороподъёмность: 172,2 м/с Время набора высоты: 6096 м за 3,2 мин 9144 м за 6,2 м Нагрузка на крыло: 380 кг/м² Тяговооружённость: 0,616 / 0,395 (с/без форсажа при нормальной взлётной массе) Длина разбега: 823 м Длина пробега: 960 м
Вооружение Точки подвески: 2 + бомбоотсек Бомбы: ядерные: 1 × Mk 27 или Mk 28 или Mk 43 в бомбоотсеке 2 × Mk 43 под крылом фугасные: 2 × 460 кг Mk 83 или 925 кг Mk 84 под крылом Подвесные топливные баки: 2 × 1514 л под крылом 1 × 1117 л в бомбоотсеке вместо вооружения
Тип палубный бомбардировщик Разработчик Норт Америкэн Первый полёт 31 августа 1958 Начало эксплуатации июнь 1961 Конец эксплуатации январь 1980 Статус снят с вооружения Основные эксплуатанты ВМС США Годы производства 1956-1963 1968-1970 Единиц произведено 156
|