Главная энциклопедия авиации Регистрация

Вход

Приветствую Вас Гость | RSSВторник, 23.01.2018, 11:05
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Пассажирский самолёт [182]
Сверхлёгкий самолёт [8]
Пассажирский бизнес-самолёт [49]
Истребитель-бомбардировщик [42]
Учебно-тренировочный самолёт [83]
Лёгкий самолёт общего назначения [100]
Планер [12]
Бомбардировщик \ Стратегический бомбардировщик [167]
Военный планёр [2]
Воздушный авианосец [0]
Гидросамолёт \ Летающая лодка [70]
Истребитель \ Палубные истребители [290]
Пикирующий бомбардировщик [14]
Самолёт-разведчик \ Патрульный самолёт [75]
Транспортный самолёт [71]
Штурмовик [43]
Сельскохозяйственные самолёты [9]
Грузовой самолёт [4]
Экспериментальные самолёты \ Экспериментальный вертолёт [117]
Cпортивный самолёт [15]
Почтовые самолёты [3]
Другая военная авиация [29]
Автожир [2]
Другая гражданская авиация [3]
Беспилотные самолёты [97]
Транспортный вертолёт [45]
Ударные вертолёты [30]
Летающие краны [3]
Гражданские вертолёты [54]
Вертолёты связи и наблюдения [12]
Многоцелевой вертолёт [5]

Поиск

Блог
Главная » 2012 » Январь » 29 » North American A-5 Vigilante
14:37
North American A-5 Vigilante


В ноябре 1953 года фирма Норт Америкэн по собственной инициативе начала разработку ударного самолёта, который должен был прийти на смену дозвуковому палубному бомбардировщику A-3 «Скайуорриор». Новая машина поначалу носила обозначение NAGPAW (North American General Purpose Attack Weapon), а на фирме обозначалась NAA-233. В 1955 году ВМС США одобрили проект, а в августе 1956 года заключили контракт на постройку двух опытных образцов. Выкатка прототипа YA3J-1 состоялась 16 мая 1958 года, свой первый полёт он совершил 31 августа того же года (пилот — Дик Вензель).

«Виджилент» (в переводе vigilante — «участник самосуда», «член комитета бдительности») был большим, тяжёлым и очень высокотехнологичным для своего времени двухместным двухдвигательным самолётом палубного базирования. Его отличительными чертами были ковшеобразные регулируемые (впервые в американской авиации) воздухозаборники, внутренний бомбоотсек между двигателями, крыло без элеронов (вместо них использовались интерцепторы и дифференциально отклоняемый стабилизатор), цельноповоротное вертикальное оперение. A-5 также был оснащён одной из первых электродистанционных систем управления, когда-либо установленных на самолётах.

Второй опытный «Виджилент» разбился в июне 1959 года. Несмотря на это, испытания шли успешно. В 1960 году впервые поднялся в воздух первый серийный самолёт, в июле начались испытания на авианосце. В качестве рекламы перед американским Конгрессом (от которого зависело финансирование производства) 13 декабря 1960 года коммэндер Лерой Хит и лейтенант Ларри Монро установили на «Виджилент» мировой рекорд высоты полёта, поднявшись на 91 450 футов (27 874 м) с грузом 1000 кг.

Неизвестно, было ли заметное внешнее сходство «Виджилент» и МиГ-25 случайностью или же следствием технических заимствований; нет никаких свидетельств, которые бы позволили сделать однозначный вывод. Проектирование самолёта Е-155 (прототип МиГ-25) началось в марте 1961 года, незадолго до поступления A-5 на вооружение, поэтому заимствование некоторых конструктивных решений теоретически могло иметь место. Интересно, что поначалу инженеры Норт Америкэн планировали применить на «Виджилент» двухкилевую схему хвостового оперения (которая позднее была использована на МиГ-25), однако по настоянию ВМС выбрали однокилевую.

Эксплуатация

Изначально «Виджилэнти» носил обозначение A3J. В результате стандартизации обозначений вооружения в 1962 году он получил новое обозначение A-5.

Первые самолёты поступили на вооружение 3-й тяжёлой штурмовой эскадрильи ВМС США (VAH-3) в июне 1961 года. Эксплуатация быстро выявила сильные и слабые стороны новой машины. «Виджилент» имел большую трудоёмкость обслуживания, а его оборудование не отличалось надёжностью; например, бортовой компьютер VERDAN во время испытаний имел среднее время наработки на отказ всего 15 минут (впрочем, в дальнейшем оно было доведено до 240 часов). Посадка A-5 на авианосец была довольно трудным делом из-за большой массы машины и высокой посадочной скорости. Среди пилотов ходили преувеличенные слухи о сложности пилотирования «Виджилент». В остальном самолёт имел прекрасные лётные характеристики и неожиданно хорошую манёвренность для своих размеров и массы. Известен случай, когда A-5 зашёл в хвост истребителю F-8 «Крусейдер» и долгое время преследовал его, причём пилоту «Крусейдера» не удалось избавиться от своего «противника». Участвовавший в этом «бою» пилот A-5 позднее признался, что такой успех возможен только на высоте более 6000 м и когда самолёт легко снаряжён.

Когда «Виджилент» начал поступать на вооружение, его единственной задачей была доставка ядерного боеприпаса на большое расстояние. Однако как раз в это время началось развёртывание атомных подводных лодок с баллистическими ракетами «Поларис», и необходимость в палубных носителях ядерного оружия исчезла, а при нанесения ударов обычными свободнопадающими бомбами бомбардировщик A-6 «Интрудер» был предпочтительнее «Виджилент» с точки зрения соотношения стоимости и эффективности. Военно-морские силы США обнаружили, что получили весьма дорогостоящий самолёт (каждая машина стоила около 10 млн долларов в ценах 1960-х годов), применения которому не было. В результате уже в 1963 году производство бомбардировщика было прекращено. В этих условиях командование ВМС приняло решение превратить A-5 в дальний разведчик. Разведывательный вариант RA-5C поставлялся в строевые части с июля 1963 года и был принят на вооружение 10 тяжёлых ударно-разведывательных эскадрилий, входивших в состав 1-го ударно-разведывательного крыла:

(в скобках указано время эксплуатации «Виджилэнти». Все эскадрильи были расформированы)
VAH-1/RVAH-1 «Smokin' Tigers» (1963—1979)
VAH-3/RVAH-3 «Sea Dragons» (1961—1979)
RVAH-5 «Savage Sons» (1964—1977)
RVAH-6 «Fleurs» (1965—1978)
VAH-7/RVAH-7 «Peacemakers of the Fleet» (1961—1979)
RVAH-9 «Hoot Owls» (1964—1977)
RVAH-11 «Checkertails» (1966—1975)
RVAH-12 «Speartips» (1965—1979)
RVAH-13 «Bats» (1964—1976)
RVAH-14 «Eagle Eyes» (1968—1974)

Во время Вьетнамской войны ВМС заказали дополнительную партию «Виджилент», производившуюся в 1968—1970 годах. Начиная с 1974 года ударно-разведывательные эскадрильи расформировывались. 21 сентября 1979 года состоялся последний запуск RA-5C с авианосца, а 20 ноября того же года последний самолёт этого типа был выведен из состава ВМС США. Срок службы «Виджилент» оказался короче, чем у «Уорриора», которой он должен был заменить, но несмотря на это, A-5 занял своё место в истории американской палубной авиации.

Боевое применение

«Виджилэнти» применялись с начала до конца «американского» периода Вьетнамской войны. В Юго-Восточную Азию отправляли только разведывательные RA-5C; за время войны на театре военных действий побывали восемь из десяти разведывательных эскадрилий «Виджилент», участвовавшие в 32 боевых походах авианосцев. RA-5C были «глазами» флота и применялись в основном в Северном Вьетнаме. Они использовались для фотографирования цели как до, так и после нанесения удара. Во втором случае задача была гораздо более опасной, поскольку северовьетнамская система ПВО уже находилась в повышенной боевой готовности. Уязвимость «Виджилент» несколько снижалась благодаря тому, что в районе цели они всегда набирали сверхзвуковую скорость.

Технические характеристики
Экипаж: 2
Длина: 23,32 м
Размах крыла: 16,15 м
сложенный: 12,8 м
Высота: 5,92 м
Площадь крыла: 65,03 м²
Стреловидность по линии 1/4 хорд: 37,5°
Средняя аэродинамическая хорда: 4,62 м
Колея шасси: 3,53 м
Масса пустого: 14 839 кг
Масса снаряжённого: 15 513 кг
Нормальная взлётная масса: 25 020 кг (с 1× ядерной бомбой Mk 28)
Максимальная взлётная масса: 28 555 кг
Максимальная посадочная масса:
на аэродром: 25 020 кг
на авианосец: 17 463 кг
Масса в бою: 21 559 кг (без подвесок)
Масса топлива во внутренних баках: 8652 кг (+ 2468 кг в ПТБ)
Объём топливных баков: 10 618 л (+ 3028 л в ПТБ)
Силовая установка: 2 × ТРДФ General Electric J79-GE-8
Бесфорсажная тяга: 2 × 48,5 кН (4944 кгс)
Форсажная тяга: 2 × 75,6 кН (7711 кгс)
Длина двигателя: 5,265 м
Диаметр двигателя: 0,8 м


Лётные характеристики

Максимальная скорость:
на высоте: 2124 км/ч на 12192 м
у земли: 1296 км/ч
Крейсерская скорость: 902 км/ч
Скорость сваливания: 196 км/ч
Боевой радиус:
со сверхзвуковым участком полёта: 1269 км / 1750 км (без/с ПТБ )
без перехода на сверхзвуковой полёт: 1583 км / 2074 км (без/с ПТБ )
Практическая дальность: 3241 км / 4204 км (без/с ПТБ со сверхзвуковым участком полёта)
Практический потолок: 12 619 м
Боевой потолок: 15 880 м (при 2,54 м/с)
Скороподъёмность: 172,2 м/с
Время набора высоты:
6096 м за 3,2 мин
9144 м за 6,2 м
Нагрузка на крыло: 380 кг/м²
Тяговооружённость: 0,616 / 0,395 (с/без форсажа при нормальной взлётной массе)
Длина разбега: 823 м
Длина пробега: 960 м

Вооружение
Точки подвески: 2 + бомбоотсек
Бомбы:
ядерные:
1 × Mk 27 или Mk 28 или Mk 43 в бомбоотсеке
2 × Mk 43 под крылом
фугасные: 2 × 460 кг Mk 83 или 925 кг Mk 84 под крылом
Подвесные топливные баки:
2 × 1514 л под крылом
1 × 1117 л в бомбоотсеке вместо вооружения

Тип палубный бомбардировщик
Разработчик Норт Америкэн
Первый полёт 31 августа 1958
Начало эксплуатации июнь 1961
Конец эксплуатации январь 1980
Статус снят с вооружения
Основные эксплуатанты ВМС США
Годы производства 1956-1963
1968-1970
Единиц произведено 156
Категория: Бомбардировщик \ Стратегический бомбардировщик | Просмотров: 504 | Добавил: ucoz | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
«  Январь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Архив записей

Друзья сайта
Вам Скучно? То гда Вам Сюда!
  • МЕГА СБОРНИК САМОДЕЛОК
  • ОНЛАЙН ТЕЛЕВИДЕНИЕ
  • ОНЛАЙН РАБОТА
  • БРОНЕ ТЕХНИКА
  • Смотреть онлайн кино бесплатно
  • ИЗОБРЕТЕНИЯ И ИЗОБРЕТАТЕЛИ
  • МИР ОРУЖИЯ
  • ОНЛАЙН КИНО
  • Самоделки
  • ВКУСНО С НАМИ
  • Блог о Все и не очем
  • Архив знаний
  • ОНЛАЙН КИНО
  • Фотоальбомы
  • энциклопедия авиации
  • Игры Денди Sega Онлайн
  • Сделай сам
  • New Wiki
  • Энцеклопедия кораблей
  • Железнодорожный транспорт
  • Доисторическая Европа
  • Динозавры
  • Дирижабли
  • Цивилизация майя
  • Древний Восток
  • Скучать некогда
  • Читаем книги онлайн
  • Создай свой блог сам

  • Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2018                      материал доступен по свободной лицензии

    Бесплатный хостинг uCoz