В 1938 году, когда бомбардировщик-торпедоносец G4M находился ещё на стадии проекта, руководство Императорского флота Японии проявило интерес также к созданию дальнего бомбардировщика с дальностью полёта около 3000—3500 морских миль. Поскольку японские авиаконструкторы к тому времени не обладали необходимым опытом в создании тяжёлых четырёхмоторных самолётов, каким должен был бы стать новый бомбардировщик, чтобы достичь требуемых характеристик, было решено взять за основу иностранную конструкцию. С этой целью, компанией «Императорские авиалинии Японии» был приобретён один образец американского авиалайнера «Дуглас» DC-4E, тайно переданный после его прибытия в Японию в 1939 году компании «Накадзима» для создания на его основе бомбардировщика.
Уже к концу 1939 года «Накадзима» представила первый прототип нового бомбардировщика, совершивший свой первый полёт в декабре того же года. Разрабатывавшийся под обозначением «Опытный бомбардировщик наземного базирования Тип 13» (яп. 十三試陸上攻撃機) самолёт сохранил практически без изменений крылья и шасси DC-4E, однако имел новый фюзеляж и хвостовое оперение и двигатели «Накадзима» NK7A Мамору 11 мощностью 1 870 л.с. Он стал также первым четырёхмоторным самолётом наземного базирования, созданным для Императорского флота Японии, а также первым японским самолётом с трёхстоечным шасси с носовым колесом.
G5N, однако, показал очень невысокие характеристики. Причиной этому послужили как неудачная, излишне сложная, конструкция так и не поступившего в серийное производство DC-4E, о чём на момент его приобретения ещё не было известно, так и недостаточный опыт японских авиаконструкторов, повлекший за собой увеличение веса машины. Кроме того, двигатели NK7A отличались ненадёжной работой. В результате, построены были лишь четыре прототипа первоначального варианта. В попытке повысить хотя бы надёжность работы двигателей, были построены ещё два прототипа варианта G5N2, оснащённые двигателями «Мицубиси» Касей 12 мощностью 1 530 л.с. Однако, поскольку в таком виде самолёт имел ещё худшие характеристики, работы над проектом были окончательно прекращены.
Эксплуатация
Бомбардировщик G5N на вооружение Императорского флота Японии принят так и не был. Однако, два прототипа варианта G5N2, а также два последних прототипа варианта G5N1, переоснащённые двигателями «Мицубиси» Касей 12, были переоборудованы в транспортные самолёты, получившие обозначение Транспортный самолёт «Синзан-Кай» (яп. 深山改輸送機). Эти четыре самолёта, получившие кодовое обозначение Союзников «Лиз» (англ. Liz), использовались вплоть до конца войны. Технические характеристики Экипаж: 7—10 человек Длина: 31,02 м Размах крыла: 42,14 м Площадь крыла: 201,8 м² Масса пустого: 20 100 кг Масса снаряжённого: 28 150 кг Максимальная взлётная масса: 32 000 кг Двигатели: 4 × «Накадзима» NK7A Мамору 11, 1 870 л.с. (G5N1) 4 × «Мицубиси» Касей 12, 1 530 л.с. (G5N2) Лётные характеристики Максимальная скорость на высоте: 420 км/ч на 4100 м Крейсерская скорость на высоте: 322 км/ч на 4000 м Практическая дальность: 4 262 км Практический потолок: 7 450 м Время набора высоты: 2 000 м за 5 мин. 17 с. Нагрузка на крыло: 139,5 кг/м²
Вооружение Пулемётно-пушечное: 1 × 20-мм Тип 99 в хвостовой установке 1 × 20-мм Тип 99 в верхней башенной установке 1 × 7,7-мм Тип 92 в носовой установке 1 × 7,7-мм Тип 92 в правой бортовой установке 1 × 7,7-мм Тип 92 в левой бортовой установке 1 × 7,7-мм Тип 92 в нижней установке Бомбовая нагрузка: до 4000 кг бомб
Тип бомбардировщик Производитель «Накадзима» Первый полёт декабрь 1939 Статус не принимался на вооружение Основные эксплуатанты Императорский флот Японии Годы производства 1939—1941 Единиц произведено 6
|