Главная энциклопедия авиации Регистрация

Вход

Приветствую Вас Гость | RSSВторник, 23.01.2018, 11:01
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Пассажирский самолёт [182]
Сверхлёгкий самолёт [8]
Пассажирский бизнес-самолёт [49]
Истребитель-бомбардировщик [42]
Учебно-тренировочный самолёт [83]
Лёгкий самолёт общего назначения [100]
Планер [12]
Бомбардировщик \ Стратегический бомбардировщик [167]
Военный планёр [2]
Воздушный авианосец [0]
Гидросамолёт \ Летающая лодка [70]
Истребитель \ Палубные истребители [290]
Пикирующий бомбардировщик [14]
Самолёт-разведчик \ Патрульный самолёт [75]
Транспортный самолёт [71]
Штурмовик [43]
Сельскохозяйственные самолёты [9]
Грузовой самолёт [4]
Экспериментальные самолёты \ Экспериментальный вертолёт [117]
Cпортивный самолёт [15]
Почтовые самолёты [3]
Другая военная авиация [29]
Автожир [2]
Другая гражданская авиация [3]
Беспилотные самолёты [97]
Транспортный вертолёт [45]
Ударные вертолёты [30]
Летающие краны [3]
Гражданские вертолёты [54]
Вертолёты связи и наблюдения [12]
Многоцелевой вертолёт [5]

Поиск

Блог
Главная » 2012 » Январь » 28 » Mitsubishi G
10:52
Mitsubishi G


Ещё с начала 30-х годов Императорский флот Японии начал наращивать бомбардировочный потенциал своих воздушных сил. В 1932 году адмиралом И.Ямамото была запущена амбициозная трёхлетняя программа развития авиации, направленная на ликвидирование отставания Японии в этой области от ведущих мировых держав. Императорский флот Японии в 30-е годы пользовался небывалой самостоятельностью и, в отличие от флотов других стран, имел возможность заказывать самолёты, максимально отвечавшие нуждам морской авиации . Дальние бомбардировщики, способные также выступать в роли торпедоносцев, в то время рассматривались как возможность компенсировать отставание в строительстве флота, вызванное соблюдением Японией условий Вашингтонского морского соглашения. Это привело к появлению в Японии специфического класса самолётов, называемого «когеги-ки» (яп. 攻撃機) — «ударный самолёт» или «ударный бомбардировщик». Основное вооружение самолётов этого класса составляли авиационные торпеды, хотя они могли также нести и традиционную бомбовую нагрузку, в противоположность традиционным бомбардировщикам, «бакугеки-ки» (яп. 爆撃機), вооружённым только бомбами.

Первым самолётом, способным успешно выступить в такой роли, стал средний бомбардировщик G3M. Однако, его дальность полёта с нагрузкой и скоростные характеристики всё ещё не удовлетворяли военных, кроме того, его оборонительное вооружение было недостаточным. В свете стремительного развития авиации в те годы, самолёт успевал устареть ко времени поступления в войска. Поэтому уже в апреле 1936 года, вскоре после окончания работ над G3M, было принято решение о создании его замены.

Самолёт «12-Си»

Техническое задание «12-Си» (яп. 12し), выданное фирме «Мицубиси» в сентябре 1937 года, содержало в себе следующие требования:
Максимальная скорость в 398 км/ч на высоте 3000 м.
Дальность полёта в 3700 км с полной нагрузкой или 4815 км без нагрузки
Бомбовая нагрузка в 800 кг
Экипаж из 7—9 человек
Использование двигателей Мицубиси Кинсей мощностью 1000 л.с.

По сути, фирме предлагалось создать самолёт, оснащённый той же двигательной установкой, что и G3M, но имеющий на 50 км/ч большую скорость и на 900 км большую дальность полёта. Поначалу К.Хондзё, назначенный главным конструктором, настаивал на том, что указанные требования недостижимы и единственный способ достичь требуемых характеристик — создание четырёхмоторного самолёта, но представителями флота этот вариант был категорически отвергнут, так как крупные четырёхмоторные машины не подходили для роли торпедоносцев.

Первоначально предполагалось взять за основу проверенную временем конструкцию G3M, заменив двигатели на значительно более мощные перспективные Мицубиси Касей, ещё не запущенные в производство. Однако 3 декабря 1937 года от флота поступило требование оснастить самолёт новой 20-мм пушкой Тип 99, сделанное с учётом уроков войны в Китае. Это разрушило все расчёты конструкторов, поскольку все резервы конструкции G3M оказались к тому времени исчерпаны. Требовалась кардинально новая конструкция. Для самолёта был разработан необычно большой и толстый фюзеляж, что было обусловлено необходимостью разместить внутри него ёмкий бомбоотсек, рассчитанный на авиационную торпеду, а также обеспечить достаточно комфортные условия работы экипажа, что было необходимо при обусловленных дальностью полёта будущего бомбардировщика девяти-десятичасовых перелётах. Постройка макета будущего самолёта началась в августе—сентябре 1938 года. За характерную форму фюзеляжа, самолёт получил прозвище «хамаки» (яп. 葉巻) — «сигара», хотя конструкторская команда и предпочитала использовать менее лестное «намекудзи» (яп. 蛞蝓) — «гусеница». Размеры фюзеляжа были таковы, что инженеры фирмы «Хейнкель», посещавшие заводы «Мицубиси», увидев его, даже решили, что он принадлежит четырёхмоторной машине. Близкие к невыполнимым требования заказчика заставили разработчиков сосредоточиться исключительно на скорости и дальности полёта будущего бомбардировщика, отказавшись от бронирования топливных баков и других уязвимых частей самолёта. Однако, представители флота сочли это оправданным, отвергая всякое снижение требований по дальности полёта. Именно это решение в будущем дорого обошлось G4M. Отчасти предполагалось, что скорость самолёта сделает его недосягаемым для истребителей — довольно популярная точка зрения в те годы, однако развитие истребителей уже вскоре сделало её несостоятельной.

Из-за разделения сил компании между двумя проектами — A6M «Зеро» и G4M, работы по последнему шли довольно неспешно. Строительство первого прототипа началось осенью 1938, но закончен он был только в сентябре 1939 года. 26—27 сентября самолёт получил одобрение и бы перевезён на аэродром для испытаний. Прототип G4M впервые поднялся в воздух в 16:15 23 октября 1939 года. Испытания прошли успешно и после небольших доработок двигательной установки и элеронов, прототип 24 января 1940 года был передан на войсковые испытания. В феврале того же года на испытания поступил второй прототип, отличавшийся увеличенным килем. Оба прототипа показали превосходные результаты. На испытаниях была достигнуты максимальная скорость в 444 км/ч и дальность полёта в 5560 км без нагрузки, что намного превышало требования заказчика.

G6M

Столь высокие характеристики привели к неожиданному повороту в судьбе G4M. Авиации в то время требовался эскортный истребитель, способный сопровождать G3M в боевых вылетах, но лучший из доступных вариантов, A5M, не обладал достаточным для этого боевым радиусом, а появление способного справиться с такой задачей A6M «Зеро» задерживалось. Кроме того, принятие на вооружение G4M означало временное сокращение поставок бомбардировщиков в армию из-за процесса замены им G3M в производстве, что было в то время очень нежелательно. В связи с этим, руководство авиации приняло решение о переделке G4M в тяжёлый эскортный истребитель G6M.

По сравнению с G4M, на G6M был ликвидирован бомбоотсек и сокращён объём топливных баков. За счёт освобождённого веса, было значительно усилено оборонительное вооружение за счёт замены боковых пулемётов на 20-мм пушки и добавления ещё одной спаренной подфюзеляжной пушечной установки, а также добавлена защита на топливных баках. Первый G6M сошёл со сборочных линий уже в августе 1940 года. Однако, испытания показали, что нагруженный дополнительными вооружением и защитой G6M всё равно не мог поддерживать строй с бомбардировщиками после сброса теми бомбовой нагрузки. Это привело к прекращению производства G6M после выпуска всего 30 самолётов и переделке уже готовых машин в учебные (G6M1-K) и транспортные (G6M1-L) версии.

Тип 1, G4M

После неудачи с созданием эскортного истребителя, было наконец принято решение о запуске в производство бомбардировщика. В декабре 1940, самолёт получил официальное обозначение — «Ударный бомбардировщик наземного базирования, Тип 1» (яп. 一式陸上攻撃機) — «Ити сики рикдзё когекики». Это название часто сокращавшалось до «Рикко», применявшегося как к G4M, так и к G3M. Однако часто использовался также стандартный цифро-буквенный индекс японской морской авиации — G4M, что расшифровывалось как «Бомбардировщик наземного базирования, Модель 4, фирмы Мицубиси». После войсковых испытаний, новый самолёт был официально принят на вооружение 2 апреля 1941 года и в том же месяце началось его серийное производство на заводах «Мицубиси».

С марта 1942 года на самолёт начали устанавливать новые двигатели Мицубиси Касей 15, обладавшие лучшими высотными характеристиками. Начиная с 406-й серийной машины, выпущенной в августе того же года, их установка стала стандартной. Официальное обозначение самолёта при этом осталось неизменным, хотя в литературе порой самолёты с новыми двигателями ошибочно обозначаются как G4M1 Модель 12.

Одновременно предпринимались попытки хоть как-то улучшить защищённость G4M, изначально вовсе лишённых какого-либо бронирования. Начиная с 663-й машины, выпущенной в марте 1943 года, крыльевые топливные баки стали защищаться резиновыми протекторами толщиной 30 мм, устанавливавшимися снаружи на нижнюю поверхность крыльев. Добавочный вес протекторов и дополнительное сопротивление снизили максимальную скорость на 9 км/ч и боевой радиус на 310 км. Кроме того, хвостовая огневая точка стала оснащаться 5-мм бронелистами, чьей задачей, однако, была защита не уязвимого для огня истребителей стрелка, а боеприпасов хвостовой пушки, детонация которых причинила бы тяжёлые повреждения самолёту. Впрочем, бои показали их неспособность остановить даже 7,7-мм пули, поэтому в частях эти листы обычно снимали.

Подвергаясь другим, не столь значительным, изменениям, G4M1 производился серийно вплоть до января 1944 года. Общий выпуск самолётов этой модели составил 1170 экземпляров, не считая двух прототипов и 30 G6M1.

G4M2

Первый полёт G4M2 Модель 21 состоялся 17 декабря 1942 года, а серийное производство самолётов этой модификации началось в июле 1943 года. Основными изменениями по сравнению с G4M1 были новые двигатели Мицубиси Касей 21, развивавшие взлётную мощность в 1800 л.с, замена верхнего фюзеляжного пулемёта на 20-мм пушку во вращающейся башенке с электроприводом и замена боковых блистеров на сдвижные панели. Внесённые изменения привели к увеличению снаряжённой массы на 3 тонны, что привело к уменьшению скорости и дальности полёта, несмотря на более мощные двигатели.

В ходе производства G4M2 неоднократно подвергался изменениям. На модификации G4M2 Модель 22 Ко был введён поисковый радар Тип 3 Ку H6. Кроме того, бортовые пулемёты были заменены 20-мм пушками. Большие размеры пушек потребовали смещения боковых окон вдоль оси самолёта. На самолётах модификации G4M2 Модель 22 Оцу, 20-мм пушка Тип 99-1 в верхней огневой точке была заменена своей улучшенной версией, Тип 99-2.

Повышенный уровень вибрации от новых двигателей привёл к появлению следующей модификации, G4M2a Модель 24, отличавшейся изменёнными редукторами двигателей. Это не только помогло избавиться от вибрации, но и повысило максимальную скорость самолёта на 13 км/ч. Варианты G4M2a Модель 24 Ко и G4M2a Модель 24 Оцу были по своим отличиям аналогичны соответствующим вариантам G4M2 Модель 22. На модификации G4M2a Модель 24 Хей носовой пулемёт был заменён более мощным 13-мм Тип 2.

Самолёты модификации G4M2e Тей являлись специально оборудованными носителями для самолётов-снарядов MXY7 «Ока». Помимо приспособлений для транспортировки MXY7 под фюзеляжем, самолёты этой модификации оборудовались дополнительной защитой.

Не вышли за стадию прототипов ещё несколько вариантов G4M — G4M2b Модель 25, оснащённый двигателями Мицубиси Касей 27, построенный в единственном экземпляре; G4M2c Модель 26, оборудованный двигателями Мицубиси Касей 25 Оцу со впрыском топлива, всего два прототипа которого были закончены и G4M2d Модель 27 с двигателями Мицубиси Касей 25 Ру с турбонаддувом, существовавший в единственном экземпляре. Не считая них, в общей сложности до окончания серийного производства G4M2 в июне 1945 года было произведено 429 G4M2 Модель 22 и его вариантов и 713 G4M2 Модель 24 всех версий.

G4M3

С приближением войск Союзников территории Японии, отпала нужда в огромном боевом радиусе G4M. Это привело к появлению новой модификации G4M3A Модель 34 Ко, прототип которой впервые поднялся в воздух 1 января 1944 года. Новый самолёт был оснащён двигателями Мицубиси Касей 25, но главным его отличием стала ликвидация части топливных баков и введение протекторов на оставшихся, что значительно повысило живучесть самолёта. Вооружение было схоже с модификацией G4M2a Модель 24 Ко, но хвостовая огневая точка была кардинально модернизирована и оснащена пушкой Тип 99-2 вместо Тип 99-1. Существовали также варианты G4M3A Модель 34 Оцу и G4M3A Модель 34 Хей, аналогичные по своим отличиям соответствующим вариантам G4M2.

Серийное производство G4M3 было развёрнуто в октябре 1944 года, но начавшиеся к тому времени воздушные бомбардировки предприятий не позволили произвести его в значительных количествах. Всего 91 самолёт новой версии был выпущен до капитуляции Японии. Не был запущен в производство и созданный в единственном экземпляре G4M3A Модель 37, представлявший собой G4M3A Модель 34, оснащённый двигателями Мицубиси Касей 25 Ру с турбонаддувом.

Описание конструкции

G4M был цельнометаллическим двухмоторным монопланом со средним расположением крыла.

Фюзеляж

Фюзеляж G4M был цельнометаллическим полумонококом овального сечения. Из-за специфической его формы, самолёт получил прозвище «хамаки» (яп. 葉巻) — «сигара». Части фюзеляжа соединялись между собой при помощи клёпки. Для удобства производства и ремонта, фюзеляж выполнялся из двух частей, соединявшихся в районе 24-го шпангоута, сразу за позициями бортовых стрелков. Посадка и высадка экипажа осуществлялась через круглую дверь в задней части фюзеляжа, расположенную точно в том месте, куда обычно наносились бортовые хиномару.

Носовую оконечность, до 5-го шпангоута, занимала кабина навигатора-бомбардира. Носовой конус кабины мог вращаться вокруг своей оси, чтобы увеличить углы обстрела расположенного в нём пулемёта. Между 6-м и 11-м шпангоутами, в верхней части фюзеляжа, размещалась кабина двоих пилотов. Прямо под ней, между 9-м и 22-м шпангоутами, был расположен узкий и длинный бомбоотсек. Сразу за кабиной пилотов, над крылом, располагались рабочие места наблюдателя и двоих радистов. Сразу за крылом было расположено рабочее место бортинженера. В хвостовой оконечности фюзеляжа находилась кабина заднего стрелка.

Крыло и хвостовое оперение

Крыло самолёта имело трапецевидную форму со скруглёнными законцовками и двухлонжеронную конструкцию. Профиль крыла — «Мицубиси» MAC 118. Крыло было цельнометаллическим и собиралось при помощи клёпки впотай, а элероны имели металлический каркас и тканевую обшивку. Конструктивно крыло состояло из пяти частей — центроплана, расположенного внутри фюзеляжа, внутренних консолей с мотогондолами и внешних консолей. Механизация крыла включала в себя односекционные элероны и односекционные закрылки, имевшие электропривод. На самолётах модификации G4M3 крыло было серьёзно переработано и имело однолонжеронную конструкцию.

Хвостовое оперение выполнялось по классической схеме и имело цельнометаллическую конструкцию, рули поворота и высоты имели металлический каркас и тканевую обшивку. Однолонжеронный стабилизатор состоял из трёх частей — центроплана и двух консолей. Киль состоял из прикреплённой к фюзеляжу нижней и съёмной верхней части.

Защита


Первые серийные G4M были вовсе лишены какой бы то ни было защиты. Самолёты модификаций G4M1 с 1942—1943 года (G4M2 — стандартно) оборудовались 30-мм резиновыми протекторами на нижней поверхности крыльев и крыльевыми огнетушителями. Кроме того, окружавшие топливные баки секции крыла заполнялись CO2, чтобы дополнительно снизить риск воспламенения. Другие изменения включали в себя 5-мм бронелисты, защищавшие хвостовую огневую точку, а на модификации G4M2 также 10-мм броневые листы, защищавшие верхнюю огневую точку.

На варианте G4M2 Модель 24 Тей бронирование было значительно усилено, бронелисты защищали также кабину пилотов, фюзеляжные топливные баки и топливопроводы. Однако полноценную защиту топливных баков получили только самолёты модификации G4M3, на которых топливные баки были полностью защищены располагавшимися внутри крыла протекторами.

Шасси

Шасси G4M было убирающимся, трёхстоечным с хвостовым колесом. Основные стойки шасси имели масляно-пневматическую амортизацию и убирались при помощи электропривода в мотогондолы, наличествовала также возможность аварийного выпуска под действием собственного веса и набегающего потока воздуха. Свободноориентирующееся хвостовое колесо также убиралось при помощи электропривода, но на практике он часто снимался и стойка фиксировалась в выпущенном положении. Поэтому, начиная с G4M2 поздних модификаций, хвостовое колесо стали стандартно делать неубираемым.

Силовая установка

Основная силовая установка G4M состояла из двух 14-цилиндровых двухрядных радиальных карбюраторных двигателей воздушного охлаждения Мицубиси Касей различных модификаций. Мощность этого двигателя варьировалась от 1530 л.с. на ранних модификациях G4M1 до 1825 л.с. на G4M2A и последующих. Двигатели крепились к передней части крыльев и были укрыты в мотогондолах. Маслорадиаторы, тоннельного типа, были расположены внутри капотов двигателей. Двигатели приводили самолёт в движение при помощи двух трёхлопастных металлических пропеллеров с изменяемым шагом, диаметром 3,4 м. Начиная с G4M2, они были заменены четырёхлопастными, того же диаметра.

Общая ёмкость внутренних топливных баков G4M1 составляла 4780 л. Топливные баки располагались между лонжеронами крыла, в его консолях и внутри фюзеляжа.

Вооружение

Торпедное и бомбовое вооружение


Размеры бомбоотсека G4M и его вместимость определялись прежде всего размерами и весом авиационной торпеды Тип 91, весившей 1055 кг. Оборудование самолёта обеспечивало подачу к ней электричества и сжатого воздуха, необходимых для подготовки торпеды к запуску. Кроме того, вместо неё могло размещаться до 1000 кг бомбовой нагрузки. Стандартными её вариантами были: 1 × 800-кг бомба, 1 × 500-кг бомба, 4 × 250-кг бомбы или 12 × 60-кг бомб. На практике, однако, при боевых вылетах могли загружаться самые разнообразные комбинации. При загрузке 60-кг бомб, они подвешивались горизонтально на двух балках. При загрузке 250-кг, 500-кг, 800-кг бомб или торпеды, они подвешивались горизонтально в нижней части фюзеляжа, причём створки бомболюка в этом случае частично снимались.

На самолётах модификации G4M2e Модель 24 Тей бомбоотсек использовался для транспортировки самолётов-снарядов камикадзе MXY-7 Ohka. Створки бомболюка при этом полностью снимались, а MXY-7 перевозился снаружи, внутри фюзеляжа G4M находился только фонарь самолёта-снаряда.

Оборонительное вооружение

Оборонительное вооружение G4M варьировалось в зависимости от модификации, постепенно усиливаясь в ходе производства. Если на первых серийных самолётах оно состояло из одной 20-мм пушки Тип 99-1 и четырёх 7,7-мм пулемётов Тип 92, то на последних моделях вооружение самолёта составляли четыре 20-мм пушки и один 13-мм пулемёт Тип 2. Огневые точки на G4M были расположены: в носу самолёта; в верхней части фюзеляжа; по бокам фюзеляжа и в его хвостовой оконечности.

В носу самолёта располагалась установка 7,7-мм пулемёта Тип 92, имевшего боекомплект, по разным данным, в шесть или семь дисковых магазинов по 97 патронов. Пулемёт был размещён в шаровом креплении, углы его обстрела составляли ±37,5° в горизонтальной плоскости и ±30° в вертикальной. Помимо этого, углы обстрела увеличивались путём вращения носового конуса, вначале вручную, а начиная с модификации G4M2, при помощи электромоторов. Кроме того, на той же модификации по бортам кабины навигатора добавились стрелковые точки ещё для двух пулемётов. На случай выхода пулемёта из строя, в кабине мог перевозиться запасной. На самолётах модификаций G4M2Ac и G4M3, это малоэффективное оружие было заменёно на 13-мм пулемёт Тип 2.

На G4M1 в верхней стрелковой точке, в блистере, был размещён 7,7-мм пулемёт Тип 92, имевший ограниченные углы обстрела — ±35° в горизонтальной плоскости и 70° в вертикальной. Боезапас пулемёта составлял семь магазинов по 97 патронов. Начиная с модификации G4M2, эта установка была заменена башенкой с электроприводом, имевшей круговой обстрел, в которой размещалась 20-мм пушка Тип 99-1. Боезапас пушки составляли 12 барабанных магазинов по 45 патронов. Начиная с модификации G4M2b, это орудие было заменено пушкой Тип 99-2, имевшей лучшие характеристики.

В блистерах по бокам фюзеляжа, ближе к корме, размещались установки двух 7,7-мм пулемётов Тип 92, по конструкции аналогичные верхней огневой точке. Углы их обстрела составляли ±45° в горизонтальной плоскости и ±60° в вертикальной. Боекомплект каждого пулемёта составлял шесть магазинов по 97 патронов. Рядом с ними на потолке фюзеляжа крепился дополнительный, запасной, пулемёт. Начиная с модификации G4M2, блистеры были заменены сдвижными панелями, не выступавшими за контуры корпуса. А начиная с варианта G4M2a, пулемёты были заменены 20-мм пушками Тип 99-1.

В хвостовой огневой точке была расположена 20-мм пушка Тип 99-1. Её наводимая вручную установка позволяла качание ствола только в вертикальной плоскости, в пределах ±35°. Наведение по горизонтали же осуществлялось поворотом всего хвостового обтекателя. Боезапас пушки составляли 8 барабанных магазинов по 45 патронов в каждом. На самолётах модификации G4M3 она была заменена своим улучшенным вариантом, пушкой Тип 99-2

Экипаж

Экипаж самолёта состоял из семи или восьми человек — навигатора-бомбардира, выполнявшего также функции переднего стрелка; двух пилотов; наблюдателя; первого радиста, управлявшего также верхней огневой точкой; второго радиста и бортинженера, выполнявших в бою функции бортовых стрелков; хвостового стрелка.

Боевое применение

Китай


Первой частью, перевооружённой G4M в мае 1941 года, стал кокутай «Такао», дислоцированный на Тайване. После тренировок, продолжавшихся до 23 июня, авиагруппа, насчитывавшая к тому времени 27 машин, была 25 июня переброшена под Ханькоу, откуда она вскоре начала совершать боевые вылеты. К тому времени китайские ВВС, нёсшие тяжёлые потери в борьбе с новыми японскими истребителями A6M «Зеро», старались избегать боя с ними. Впервые G4M были перехвачены китайскими истребителями (по разным сведениям, И-16 или И-153) во время бомбардировки Чэнду 11 августа, однако новые бомбардировщики продемонстрировали своё серьёзное преимущество, не понеся потерь и даже сбив три истребителя огнём 20-мм пушек. С окончанием боевых действий, 1—2 сентября авиагруппа была переброшена обратно на Тайвань, где приступила к подготовке к будущей войне.

Филиппины

К 7 декабря 1941 года количество G4M в войсках дошло до 108 единиц. В предшествовавшую нападению на Пёрл-Харбор неделю они выполняли многочисленные разведывательные миссии над Филиппинами и атоллом Уэйк. Одновременно с атакой на Пёрл-Харбор, 8 декабря планировалось провести массированный авианалёт силами «Рикко» 21-й и 23-й авиафлотилий, на рассвете, в традициях японской военной доктрины, на американские авиабазы на острове Лусон. Нападение чуть было не сорвалось из-за густого предрассветного тумана, однако пусть и с опозданием, самолёты поднялись в воздух. На Филиппинах к тому времени уже знали об атаке Пёрл-Харбора и спешно готовились к отражению атаки, но японцам повезло застать американцев в самый неподходящий момент, когда почти все прикрывавшие аэродром истребители как раз только что совершили посадку для дозаправки. Смешанные силы японцев, состоявшие из 103 бомбардировщиков G3M и G4M, сбросили 1122 60-кг и 26 250-кг бомб на аэродромы Иба, Кларк-Филд и находившуюся рядом радарную станцию. Уцелевшие самолёты противника тут же были атакованы пушечно-пулемётным огнём истребителей A6M эскорта. В результате этого нападения, на земле были уничтожены более 80 американских самолётов и ещё 13 было сбито в воздухе, в то время как потери японцев составили всего семь A6M и один G4M, совершивший вынужденную посадку на обратном пути.

После перерыва 9 декабря, вызванного вновь сгустившимся туманом, на следующий день бомбардировки возобновились. G4M разрушили военно-морскую базу в Кавите, уничтожив торпедный арсенал и оставив практически безоружными эсминцы и подводные лодки американского флота. Кроме этого в бухте Манилы были потоплены транспорт «Сэголэнд», подводная лодка «Силайон» и тральщик «Биттерн» и повреждены эсминец «Пири» и подводная лодка «Сидрэгон». При этом с японской стороны потери составили всего по одному G4M и A6M. 12—13 декабря продолжили налёты, обеспечивая поддержку высадившегося японского десанта и не давая американцам собрать значительные подкрепления. 13 декабря бомбардировкам вновь подверглась Манильская бухта, в которой были потоплены два парохода и американский транспорт снабжения. За первую неделю боёв японцами было безвозвратно потеряно всего четыре G4M. 14 декабря на захваченные на Филиппинах аэродромы перебазировались бомбардировщики Ки-21 армейской авиации, что позволило высвободить «Рикко» для роли торпедоносцев и интенсивность атак по кораблям стала резко возрастать. Ко времени отхода американских войск на полуостров Батаан в первых числах января 1942 года, на счету G4M числился не один десяток потопленных и повреждённых судов.

Потопление «Принца Уэльского» и «Рипалса»


Одновременно с атакой на Пёрл-Харбор, 8 декабря 1941 года, началось и наступление на британскую Малайю. В том регионе действовала эскадра "оперативное соединение «Z», состоявшая из линкора «Принц Уэльский», линейного крейсера «Рипалс» и четырёх эсминцев. Маршрут эскадры был составлен таким образом, чтобы не подходить к занятому японскими силами побережью ближе, чем на 170 миль, максимальному радиусу полёта с нагрузкой германских торпедоносцев He-115 — в то время британцы ещё полагали, что японские самолёты никак не могут превосходить по своим характеристикам немецкие. утром 8 декабря эскадра вышла из порта Сингапура, намереваясь к утру 10 декабря перехватить японские транспортные суда. Японское командование решило принять срочные меры, чтобы не допустить срыва высадки десанта. Поскольку имевшиеся у японцев в том регионе старые линейные крейсеры «Конго» и «Харуна» явно уступали британским кораблям, единственным выходом оставалась торпедная атака с воздуха.

Ранним утром 10 декабря на разведку вылетела девятка G3M, а вскоре в воздух поднялись и основные силы — 34 вооружённых бомбами и 23 снаряжённых торпедами G3M и 26 G4M, нёсших только торпеды. Все три этих группы шли одним курсом, но независимо друг от друга, не имея визуального контакта. В 10:15 оба линкора были обнаружены одним из разведчиков и в 11:13 вооружённые бомбами G3M атаковали «Рипалс», добившись одного попадания 250-кг бомбы, не нанёсшего серьёзных повреждения, а от вскоре последовавшей атаки торпедоносцев линейный крейсер сумел уклониться. Однако торпедоносцы заходили со всех сторон и вскоре сумели добиться первого попадания в среднюю часть корпуса, но противоторпедная защита выдержала и корабль не получил существенных повреждений. Но вскоре ещё четыре торпеды попали в линейный крейсер, который потерял управление и начал стремительно крениться. В 12:33, «Рипалс» перевернулся и затонул.

Тем временем, вооружённые торпедами G4M атаковали «Принца Уэльского». Зенитный огонь линкора оказался неэффективен и две торпеды из восьми выпущенных поразили кормовую часть линкора. В результате попаданий отказало рулевое управление, оказалась обесточена большая часть корабля, а кормовые отсеки начали стремительно заполняться водой. Вскоре в потерявший управление корабль попали ещё четыре торпеды, после чего он потерял ход и стал тонуть. Ещё через некоторое время к месту событий подоспела третья волна атакующих, вооружённые бомбами G3M, которые добились одного попадания 500-кг бомбы в центр корабля, вызвавшего тяжёлые потери экипажа. Это ускорило гибель корабля, который в 13:20 опрокинулся и затонул.

Спешно прибывшие на место сражения истребители застали только эсминцы, подбиравшие из воды уцелевших моряков, японские самолёты уже взяли обратный курс. В тот день, англичане лишились 2 линейных кораблей и 840 членов их команд, в то время как японцы потеряли всего 6 самолётов сбитыми. Гибель «Принца Уэльского» и «Рипалса» нанесла очень большой удар по боевому духу британских войск.

Малайя и Сингапур

Одновременно с началом войны, 8 декабря 1941 года, оснащённые G4M бомбардировочные эскадрильи начали бомбардировки британских авиабаз на Малайском полуострове. В результате массированных авианалётов уже к концу дня британцы потеряли почти половину своей авиации в том регионе. Это, в сочетании с активностью японских истребителей, намного превосходивших устаревшие британские, практически лишило англичан возможности оказать авиационную поддержку своим войскам. 3 января G4M присоединились к бомбардировке Сингапура, а также начали атаковать караваны судов, подвозившие в город подкрепления, хотя больших успехов не добились. При этом, из-за отсутствия достаточного количества подходящих аэродромов у японцев на Малайском полуострове, большая часть G4M была вынуждена действовать с авиабаз в Индокитае. При этом расстояние до цели превышало 1100 км, что, впрочем, не представляло проблем для G4M с их огромной дальностью полёта. К концу января — началу февраля 1942 года, когда сопротивление британской авиации было окончательно подавлено, повысилась и интенсивность атак торпедоносцев G4M по судам. До капитуляции Сингапура 15 февраля 1942 года, ими были потоплены десятки судов, в основном транспортов и вспомогательных судов.

Тип бомбардировщик-торпедоносец
Разработчик Mitsubishi
Производитель Mitsubishi Jukogyo K.K.
(Нагоя и Окаяма)
Первый полёт 23 октября 1939
Начало эксплуатации 2 апреля 1941
Конец эксплуатации 1945
Статус снят с вооружения
Основные эксплуатанты Императорский флот Японии
Годы производства 1941 - 1945
Единиц произведено 2435
Категория: Бомбардировщик \ Стратегический бомбардировщик | Просмотров: 730 | Добавил: ucoz | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
«  Январь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Архив записей

Друзья сайта
Вам Скучно? То гда Вам Сюда!
  • МЕГА СБОРНИК САМОДЕЛОК
  • ОНЛАЙН ТЕЛЕВИДЕНИЕ
  • ОНЛАЙН РАБОТА
  • БРОНЕ ТЕХНИКА
  • Смотреть онлайн кино бесплатно
  • ИЗОБРЕТЕНИЯ И ИЗОБРЕТАТЕЛИ
  • МИР ОРУЖИЯ
  • ОНЛАЙН КИНО
  • Самоделки
  • ВКУСНО С НАМИ
  • Блог о Все и не очем
  • Архив знаний
  • ОНЛАЙН КИНО
  • Фотоальбомы
  • энциклопедия авиации
  • Игры Денди Sega Онлайн
  • Сделай сам
  • New Wiki
  • Энцеклопедия кораблей
  • Железнодорожный транспорт
  • Доисторическая Европа
  • Динозавры
  • Дирижабли
  • Цивилизация майя
  • Древний Восток
  • Скучать некогда
  • Читаем книги онлайн
  • Создай свой блог сам

  • Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2018                      материал доступен по свободной лицензии

    Бесплатный хостинг uCoz