McDonnell Douglas MD-11 является, по сути дела, сильно доработанной, немного удлиненной версией McDonnell Douglas DC-10 с более мощными двигателями.
Работы над проектом этого самолёта начались 30 декабря 1986 года, когда авиакомпания British Caledonian разместила заказ на три машины этого типа. MD-11 стал результатом двухлетних исследований путей улучшения находившейся тогда в производстве модели DC-10. Самолёт совершил свой первый полёт 10 января 1990 года, он прошёл сертификацию в ноябре того же года и первый коммерческий экземпляр был передан авиакомпании Finnair 7 декабря 1990 года.
Основные отличия этого самолёта от своего предшественника DC-10 заключались в увеличенном на 5,71 метра фюзеляже, наличии законцовок (винглетов) на концах крыльев, измененном хвостовом оперении. Кроме того MD-11 был оборудован самой современной кабиной на двух пилотов с новейшей системой управления EFIS, которая отображала всю полётную информацию на шести мониторах, так же был переделан пассажирский салон и установлены новые двигатели. MD-11 предлагался покупателям в четырёх вариантах: МД-11ЕР (MD-11ER) — самолёт с увеличенным радиусом полёта, МД-11Ф (MD-11F) — грузовой вариант, МД-11С (MD-11C) — вариант комби, когда часть салона занимали пассажирские места, а часть отводилась для груза, МД-11СФ (MD-11CF) — мог легко переделываться в пассажирский или грузовой, в зависимости от требований конкретного полёта.
McDonnell Douglas предлагал и несколько более экзотических проектов этого самолёта, например с увеличенной длиной фюзеляжа для размещения ещё большего количества пассажиров или груза, или даже предлагалось установить на нижней палубе дополнительные места и специальные окна, и использовать этот новый салон, для обозрения панорамы во время полёта, но все эти варианты не нашли должного отклика у покупателей. В 1996 году McDonnell Douglas предполагал начать работу над проектом самолёта MD-XX (МД-ЭксЭкс), который должен был иметь измененную конструкцию крыла. Планировалось создать два варианта этого самолёта: первый с корпусом от стандартного MD-11 и способного летать на расстояние 15565 километров, и второй, с увеличенным фюзеляжем, способным вместить до 375 пассажиров. Но этот проект так и не был реализован.
В ноябре 1997 года после слияния McDonnell Douglas и Boeing, последний объявил, что MD-11 по прежнему будет оставаться на производственной линии в основном в качестве грузового самолёта. Однако в июне 1998 года Boeing переменил свое решение, мотивируя это тем, что самолёт недостаточно востребован на насыщенном рынке коммерческих авиалайнеров. В результате его производство было свернуто. Последний MD-11 был выпущен 22 февраля 2001 года и передан авиакомпании Lufthansa Cargo. Всего за всё время было изготовлено 200 машин.
MD11 один из самых "тяжелых", по грузонапряженности, машин. ACN варьируется от 56 до 114 (!) что требует исключительной прочности бетонных оснований ВПП Технические характеристики Экипаж: 2 человека Количество пассажиров: вариант пассажирской кабины разделённой на три класса: 298 пассажиров вариант пассажирской кабины разделённой на два класса: 323 пассажира вариант пассажирской кабины с одним классом: до 410 пассажиров Двигатели: Три Pratt and Whitney PW4460 тягой 60 000 lb, или Три Pratt and Whitney PW4462 тягой 62 000 lb, или Три General Electric CF6-80C2D1F тягой 61 500 lb Максимальный взлётный вес: Для модификации MD-11: 273 314 кг Для модификации MD-11F: 280 000 кг Для модификации MD-11С: 280 000 кг Для модификации MD-11CF: 283 965 кг Для модификации MD-11ER: 286 000 кг Максимальная дальность полёта: Для модификации MD-11F: 7 242 км Для модификации MD-11C: 12 392 км Для модификации MD-11ER 13 408 км Максимальная рейсовая скорость: 945 км/час Крейсерская скорость: 876 км/час (на высоте 12 600 метров) Размах крыльев: 51,66 м Максимальная длина: 61,21 м Максимальная высота: 17,6 м
Тип Широкофюзеляжный пассажирский самолёт Производитель McDonnell Douglas / Boeing Начало эксплуатации декабрь 1990 в Finnair Статус в эксплуатации Основные эксплуатанты FedEx Express UPS Airlines Lufthansa Cargo KLM Годы производства 1988—2000 Единиц произведено 200 Базовая модель McDonnell Douglas DC-10
|