В конструкции планера самолета используются титановые сплавы (26,7 %), алюминиевые сплавы (37 %), высокопрочные стали (5 %), композиционные материалы (не менее 5-7 %). Расчетная перегрузка составляет 9 единиц с 50 % запасом топлива, при этом напряжения в крыле достигают 85 % от расчетных значений. Выбор материалов и конструктивной схемы элементов осуществлялся с учетом вязкости разрушения материалов и склонности к распространению трещин. Хвостовая часть фюзеляжа выполнена из титанового сплава Ti — 6Al — 4V. Задние кромки крыла, элероны и закрылки выполнены с сотовым заполнителем из алюминиевого сплава. Центроплан — трёхбалочной схемы, каждая балка состоит из верхней и нижней штампованных секций, изготовленных из титанового сплава. Нижняя панель центроплана также титановая. Силовая схема кессона крыла F-15А включает передний алюминиевый, три основных титановых и один задний лонжероны. Попадание осколочно-фугасного снаряда калибра 20 мм в один из трех силовых лонжеронов не приводит к потере самолета. Оперение — двухлонжеронной схемы, лонжероны титановые, носки и задние кромки оперения заполнены сотами. Обшивка оперения выполнена из бороэпоксидного пластика.
Топливо на F-15 размещено в шести топливных баках: четырёх фюзеляжных и двух крыльевых. Фюзеляжные баки мягкие, крыльевые, вырабатываемые в первую очередь, — кессонные. Самолет имеет автономные системы питания двигателей с собственными расходными баками и системой кольцевания. Большая часть топливопроводов расположена в баках. Расходные баки защищены протектором от пуль калибра до 12,7 мм. Для обеспечения взрывобезопасности, все топливные баки заполнены пенополиуретановым поропластом.
Боевое применение Первый случай применения F-15 в реальном бою произошёл 27 июня 1979 года, когда группа израильских самолётов во время налёта на позиции палестинских боевиков в Ливане была перехвачена самолётами ВВС Сирии. В этом бою F-15 сбили четыре МиГ-21, первую победу одержал Моше Мааром (Мельник), впоследствии ставший бригадным генералом. В последующие годы израильские «Иглы» ещё несколько раз встречались с сирийскими МиГ-21 над Ливаном. Они активно участвовали в Ливанской войне (1982). Согласно израильским данным, всего с июня 1979 по ноябрь 1985 года F-15 одержали 56—57 воздушных побед без единой потери. По оценке российского исследователя Владимира Ильина, заявленные воздушные победы израильских F-15 «с точностью до самолёта» подтверждаются сирийской стороной.
В разное время сирийцы сообщали о сбитии нескольких F-15. В частности, во время Ливанской войны они заявили об уничтожении «не менее пяти» самолётов этого типа; примечательно, что на все победы претендуют пилоты МиГ-21, а не более современных МиГ-23. В различных российских источниках также сообщается, что после Ливанской войны сирийским МиГ-23 удалось сбить три F-15, однако никаких подробностей этих боёв не приводится, точная дата и даже год этих побед остаются неясными: по одним данным, первые две победы одержаны 4 октября 1982 года, по другим — 4 октября 1983 года, а по ещё одной версии, все три победы одержаны в декабре 1982 года. Израильская сторона не подтверждает ни одну из заявленных сирийских побед и сообщает лишь о повреждении одного «Игла» ракетой «воздух-воздух» 9 июня 1982 во время Ливанской войны; самолёт вернулся на базу и был отремонтирован.
Во время войны в Персидском заливе (1991) истребители F-15C использовались ВВС США для завоевания превосходства в воздухе, и на их долю пришлось большинство воздушных побед авиации Многонациональных сил. Американские «Иглы» сбили 34 иракских самолёта и вертолёта (с учётом двух побед в марте 1991 года после окончания боевых действий), ещё два самолёта были сбиты саудовскими F-15. Больше всего было сбито МиГ-23 (восемь), «Мираж» F.1 (шесть, без учёта ещё двух, сбитых саудовским F-15), МиГ-29 (пять), Су-22 (пять). У истребителей F-15C потерь не было, но два истребителя-бомбардировщика F-15E были сбиты иракской ПВО.
В ходе операции НАТО против Югославии (1999) американские F-15 сбили четыре югославских МиГ-29, все потери подтверждены сербской стороной. Лётчиками МиГ-29 заявлено сбитие двух F-15, что не подтверждается американской стороной.
Согласно официальным данным США , за всё время эксплуатации F-15 в USAF (ВВС США), истребителями этого типа было уничтожено в воздушных боях 38 самолётов и 2 вертолёта противника.
Как отмечает американский авиационный историк Джон Коррел, по состоянию на 2008 год самолёты F-15 одержали в общей сложности 104 воздушные победы без единой потери. Хотя о сбитии F-15 в разное время заявляли Сирия и Югославия, известна только одна никем не оспариваемая потеря самолёта этого типа от действий другого истребителя: в 1995 году F-15 ВВС Японии был случайно сбит другим «Иглом» во время учебного воздушного боя. Технические характеристики Экипаж: 1 человек Длина: 19,44 м Размах крыла: 13 м Высота: 5,63 м Площадь крыла: 56,6 м² Угол стреловидности по передней кромке: 45o Профиль крыла: NACA 64A006.6 корень крыла, NACA 64A203 законцовка крыла Масса пустого: 12700 кг Масса снаряженного: 20240 кг (с 4 УР AIM-7 Sparrow) Максимальная взлетная масса: 30845 кг (с тремя ПТБ и двумя конформными баками (англ.)русск.) Масса топлива в подвесных баках: 5395 (2x2309) кг Масса топлива в конформных баках: 4422 кг Двигатели: 2× двухконтурных турбореактивных с форсажной камерой (ТРДДФ) Pratt & Whitney F100-PW-100,-220,-229. тяга максимальная: 2× 6655 кгс (65,2 кН) тяга на форсаже: 2 × 10810 кгс (106,0 кН)- F100-PW-100 тяга максимальная: 2× 7910 кгс (77,62 кН) тяга на форсаже: 2 х 11335 кгс (111.2 кН) — F100-PW-220 2 х 13250 кгс (130 кН) — F100-PW-229
Лётные характеристики Максимальная скорость на большой высоте: 2650 км/ч (2,5+ Маха) Максимальная скорость на малой высоте: 1480 км/ч (1,2 Маха) Скорость захода на посадку: 232 км/ч Практическая дальность: 1967 км (без ПТБ, со стандартным вооружением) Перегоночная дальность: 5750 км (с тремя ПТБ и конформными баками) Практический потолок: 20000 м Скороподъёмность: 254 м/с Длина разбега: 274 м Длина пробега: 1067 м (без тормозного парашюта) Нагрузка на крыло: 358 кг/м² Тяговооружённость: 1,12 (для F100-220) Аэродинамическое качество самолёта: ~10 (для F-15A при 0,9 М)[18] Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9.0/-3.0
Вооружение Шестиствольная 20-мм пушка Дженерал Электрик М-61А1 «Вулкан», 940 снарядов УР AIM-9L/AIM-9M Sidewinder: 4 ракеты УР AIM-7F/AIM-7M Sparrow: 4 ракеты
Авионика РЛС: РЛС с АФАР AN/APG-63(V)2/3/4
Тип истребитель Разработчик McDonnell Douglas Производитель Boeing Первый полёт 27 июля 1972 Начало эксплуатации 9 января 1976 Статус ВВС США: 567 Национальная гвардия: 141 Основные эксплуатанты ВВС США ВВС Израиля ВВС Японии ВВС Саудовской Аравии Единиц произведено 1500 Стоимость единицы F-15A/B: US$27,9 миллиона (1998) F-15C/D: US$29,9 миллиона (1998) Варианты F-15E Strike Eagle F-15SE Silent Eagle
|