Предварительная разработка А-12, известного под названием «Архангел», велась компанией Локхид в конце 1950-х годов, и её целью было дальнейшее развитие самолёта-разведчика U-2, известного под кодовым названием «Ангел». По мере дальнейших разработок планера самолета и изменений в его конфигурации, изменялись и его обозначения, принятые в компании Локхид (Архангел-1, Архангел-2 и т. д.). Вскоре эти названия были сокращены и стали известны просто как «А-1», «А-2» и т. д. Таким образом, А-12 являлся 12й разработкой в серии перспективных самолётов-разведчиков, имевших целью заменить действовавшие на тот момент U-2.
В 1959 году проект А-12 был предпочтен аналогичному проекту компании Convair — KINGFISH. 26 января 1960 года ЦРУ заказало 12 самолетов А-12. После победы в конкурсе проектов дальнейшее производство и разработка А-12 шли под кодовым названием OXCART.
Летные испытания самолета начались 25 апреля 1962 года на полигоне Грум Лэйк. Третий, он же первый "официальный" полет произошел 30 апреля, а в начале мая 1962 года на самолете была достигнута сверзвуковая скорость в 1.1 М. Первый пилотом, пилотировавшим А-12, был летчик-испытатель Лу Шальк.
Первые 5 самолетов А-12, построенные в 1962 году, были оснащены двигателями Pratt&Whitney J75 с тягой 76 кН, позволявшими А-12 достигать скоростей в пикировании приблизительно в 2 М.
В октябре 1962 года на самолеты А-12 стали устанавливать специально разработанные для них новые двигатели J58, с помощью которых в 1963 году на А-12 удалось достичь скоростей 3,2 М. Кроме того, в 1963 году произошла и первая потеря самолета, когда 24 мая А-12, пилотируемый Кеннетом Коллинсом потерпел крушение над штатом Юта. Тогда для прикрытия ЦРУ выдало самолет под именем F-105[2].
Всего по программе разработки А-12 было произведено 18 самолетов, из них 13 были непосредственно А-12, 3 являлись прототипами перехватчика YF-12A, остальные 2 были прототипами авианесущих самолетов-разведчиков M-21.
Эксплуатация
Несмотря на то, что изначально самолет разрабатывался для проведения разведки над территорией Советского Союза и Кубы, А-12 никогда не использовались для этих задач. После того, как 1 мая 1960 года самолёт-разведчик U-2 был сбит в районе Свердловска, СССР считался слишком опасным для выполнения подобных задач (кроме того, для задач разведки к тому времени уже с успехом использовались спутники)[3]. После продолжительных споров ЦРУ решило разместить А-12 в Азии. Первый А-12 прибыл на авиабазу в Окинаву в Японии 22 мая 1967 года, после чего к 30 мая туда прибыло еще 2 подобных самолета. В течение 1967 с авиабазы в Окинаве самолеты А-12 произвели около 22 вылетов для проведения разведки над территорией Северного Вьетнама. Кроме того, А-12 принимали участие в поисках захваченного американского корабля «Пуэбло».
Программа по производству и разработке А-12 была официально закрыта 28 декабря 1968 года в целях экономии бюджета и в связи с разработкой нового самолета SR-71 Blackbird, основой которого послужил А-12. Технические характеристики Экипаж: 1 человек Длина: 31,26 м Размах крыла: 16,97 м Высота: 5,64 м Площадь крыла: 170 м² Масса пустого: 30600 кг Нормальная взлётная масса: около 53000 кг Двигатели: 2 × Турбопрямоточный двигатель с осевым компрессором Pratt & Whitney J58-P4 Тяга максимальная: 2 x 10630 кгс Тяга на форсаже: 2 x 14460 кгс Масса двигателя: 3200 кг
Лётные характеристики Предельная скорость на высоте: 3100 км/ч (2,6 М) Практическая дальность: до 4000 км (с использованием ТРДД без форсажа) Продолжительность полёта: до 5 ч Практический потолок: 29000 м Скороподъёмность: 60 м/с Нагрузка на крыло: при нормальной взлётной массе: 311 кг/м² Тяговооружённость: при нормальной взлётной массе: 0,54
Тип высотный стратегический разведчик Разработчик Skunk Works Производитель Lockheed Corporation Главный конструктор Кларенс «Келли» Джонсон Первый полёт 25 апреля 1962 года Начало эксплуатации 1963 год Конец эксплуатации 1968 год Статус снят с вооружения Основные эксплуатанты ЦРУ США Единиц произведено 16 (включая 3 прототипа) Варианты Lockheed SR-71
|