Уже после сообщения о возможности приобретения британских ТРД «Нин» и «Дервент», в ОКБ-301 под руководством С.А. Лавочкина были развернуты работы по созданию реактивного истребителя «168» с двигателем Роллс-ройс Нин. Ввиду того, что самого двигателя в распоряжении С.А.Лавочкина ещё не было, конструирование самолёта проходило на основе технической документации к британскому двигателю. Схема нового самолёта была иной, чем у ранее созданных в этом коллективе. С.А. Лавочкин отошел от реданной схемы, истребитель «168» представлял собой высокоплан со стреловидным крылом, а двигатель был расположен в хвостовой части фюзеляжа. В целом, за исключением небольших отличий связанных с использованием другой силовой установки, он был идентичен истребителю «174», прототипу будущего Ла-15.
В соответствии с первым заданием «168» должен был иметь следующие характеристики: Максимальная скорость у земли – 1000 км/ч Максимальная скорость на высоте 5000 метров – 1000 км/ч Время подъема на высоту 5000 метров – 4 минуты Дальность полета – 1200 км Практический потолок – 13000 метров Разбег – 800 метров Пробег – 900 метров
В апреле 1948 года, самолёт был построен, но после появления двигателей РД-45 для него, требования изменились и выглядели следующим образом: Максимальная скорость у земли – 1030 км/ч Максимальная скорость на высоте 5000 метров – 1060 км/ч Время подъема на высоту 5000 метров – 2,5 минуты Дальность полета – 1200 км Дальность полета с подвесным баком – 1600 км Практический потолок – 13000 метров Разбег – 620 метров Пробег – 500 метров Испытания
Для проведения заводских испытаний назначили лётчика-испытателя И.Е. Фёдорова, и ведущего инженера И.Д. Цыганова. 22 апреля Фёдоров впервые поднял «168» в воздух. В октябре самолёт отправили ГК НИИ ВВС на государственные испытания, которые закончились 19 февраля следующего года.
Во время госиспытаний произошла авария, когда лётчик-испытатель В.И. Хомяков на высоте около 15000 метров дал залп изо всех пушек – лопнуло остекление фонаря. Лётчик потерял сознание из-за декомпрессии и очнулся в пикирующем истребителе на высоте 4000 метров. Однако, не смотря ни на что, Хомякову удалось выйти из пике и посадить истребитель на аэродром.
По результатам государственных испытаний самолёт был оценен следующим образом: Самолёт устойчив на всех режимах полёта. Имеет хорошие скоростные характеристики на всех высотах. По скороподъёмности превосходит все имеющиеся отечественные истребители. Обладает хорошей маневренностью.
В целом, практически по всем параметрам Ла-168 превосходил МиГ-15, однако, несмотря на все усилия Лавочкина в серию запущен не был. Во-первых, строевые лётчики уже осваивали МиГ-15, во-вторых, ВВС решили унифицировать парк истребителей и не хотели принимать на вооружение два аналогичных типа боевых машин, и в-третьих, сказалось большая, нежели у МиГ-15 сложность в производстве Ла-168.
Развитием истребителя «168» стал самолёт «176» той же конструкции, но с более мощным двигателем ВК-1 Технические характеристики Экипаж: 1 пилот Длина: 10,56 м Размах крыла: 8,83 м Высота: 2,6 м Площадь крыла: 18,08 м² Стреловидность по передней кромке: 37° 20' Масса пустого: 2973 кг Нормальная взлётная масса: 3730 кг Максимальная взлётная масса: 4412 кг Масса топлива во внутренних баках: 873 кг Объём топливных баков: 1230 л (+ 1 × 610 л ПТБ) Силовая установка: 1 × ТРД РД-45 Тяга: 1 × 22,3 кН (2270 кгс)
Лётные характеристики Максимальная скорость: 1084 км/ч на 2750 м (0,982М) Практическая дальность: 1275 км Продолжительность полёта: 2,2 ч Практический потолок: 14 570 м Время набора высоты: 10000 м за 9,3 мин Время виража: 32,8 с на 5000 м Нагрузка на крыло: 244 кг/м² Длина разбега: 500 м Длина пробега: 500 м
Вооружение Стрелково-пушечное: 1 × 37 мм пушка Н-37 2 × 23 мм пушки НР-23
Тип экспериментальный истребитель Разработчик ОКБ-301 Производитель авиазавод №301 Главный конструктор С.А.Лавочкин Первый полёт 22 апреля 1948 года Конец эксплуатации 19 февраля 1949 года Статус серийно не строился Основные эксплуатанты ВВС СССР Годы производства 1948 Единиц произведено 1
|