Первые эскизы «самолёта-бесхвостки» появились в 1933 году в Харьковском авиационном заводе опытного и серийного самолетостроения под руководством Калинина. Отсутствие за крылом хвостового оперения давало возможность установить сзади кормовую стрелковую башню для полной круговой обороны, что не получалось сделать на самолётах обычных типов. Самолёт-крыло обладал меньшим лобовым сопротивлением, а значит — и большей скоростью, дальностью полёта, грузоподъёмностью. При силовых установках одинаковой мощности с самолётом традиционной схемы в «летающем крыле» вес распределяется по большей площади крыла, и его конструкция получается значительно легче.
Был сделан цельнодеревянный летающий макет самолёта в масштабе 1:2, чтобы подтвердить теоретические расчёты, на нём лётчик-испытатель П. О. Борисов совершил более 100 полётов, в одном из которых неожиданно сломалась качалка руля высоты на высоте около 3 км и планер, резко клюнув носом вниз, выбросил пилота из кабины, однако сам вскоре выровнялся и, спускаясь по спирали, благополучно приземлился, без пилота, Борисов приземлился на парашюте.
В 1935 году КБ переезжает в Воронеж и только в 1936 году начинается сборка самолёта.
На самолёт устанавливались два двигателя М-22 по 480 л. с. с двухлопастными винтами фиксированного шага диаметром 2,8 м.
Экипаж состоял из 3 человек: лётчика, штурмана и хвостового стрелка. Управление самолётом было двойное — в кабине пилота располагался штурвал, в кабине штурмана — съёмная ручка.
В июле 1936 года Борисов выполнил первый полёт на К-12, отметив положительные взлётно-посадочные характеристики и устойчивость самолёта в воздухе. В Воронеже была выполнена лётная программа из 46 полётов и в октября 1936 года в Москве самолёт начал проходить государственные испытания.
18 августа 1937 года К-12 впервые показали на воздушном параде в Тушине. Выглядел он весьма необычно — по указанию начальника НИИ ВВС П. И. Баранова самолёт раскрасили под сказочную «Жар-птицу». Появление в небе столь необычной машины произвело большое впечатление на присутствовавших на празднике членов правительства и командование РККА.
Испытания продолжались весь 1937 год. После чего был вынесен положительный результат, с доработкой к 1 марта 1938 года. С двигателями М-25 и технологическими усовершенствованиями самолёт был рекомендован к серийному производству.
Акт о развёртывании серийного производства самолёта был подписан в апреле 1938 года. Но увидеть свою «жар-птицу» в серии конструктору не было суждено. Вскоре после ареста К. А. Калинин был расстрелян в воронежской тюрьме. Некоторое время небольшая серия из десяти К-12 всё же строилась, но вскоре приказом наркома оборонной промышленности все работы были прекращены.
В историю авиации самолёт К-12 (ВС-2) вошёл как первый в мире реальный бомбардировщик бесхвостой схемы, отвечавший всем требованиям военной тактики своего времени. В 1958 году английский журнал «Эйр пикториэл» поместил фотографию К-12 с красноречивой подписью: «Эта машина явилась прототипом всех современных сверхзвуковых самолётов».
Лётно-технические характеристики Размах крыла, м 20,95 Длина, м 10,32 Площадь крыла, м² 72,75 Нормальная взлётная масса, кг 4200 Тип двигателя 2 М-22 Мощность, л.с 2 х 480 Максимальная скорость, км/ч 219 Крейсерская скорость, км/ч 219 Практическая дальность, км 700 Практический потолок, м 7100 Экипаж, чел 3 Вооружение два 7.62-мм пулемёта ШКАС Бомбовая нагрузка, кг 500
Тип бомбардировщик Разработчик КБ ХАЗОСС Главный конструктор Калинина Первый полёт 1936 Начало эксплуатации не производился серийно Основные эксплуатанты ВВС СССР Годы производства 1936 Единиц произведено 1
|