Як-3 — советский одномоторный самолёт-истребитель. Самолёт Як-3 создал в 1943 году коллектив, возглавляемый А. С. Яковлевым, развивая уже оправдавший себя в боях истребитель Як-1М. От своего предшественника Як-3 отличался меньшим крылом (его площадь 14,85 квадратных метров вместо 17,15) при тех же размерах фюзеляжа и рядом аэродинамических и конструктивных улучшений. Маслорадиатор, располагавшийся ранее под двигателем ВК-105ПФ2, был перенесён в крыло, а его воздухозаборник был упразднён и заменён входными отверстиями в носке крыла. Вес пустого Як-3 был всего 2105 кг, взлетный — 2650 кг.
Это был один из самых лёгких истребителей в мире первой половины сороковых годов. Высокая скорость (более 650 км/час с двигателем ВК-105ПФ2 и 720-740 км/часс двигателями ВК-107 и ВК-108), отличная скороподъемность (время набора 5 тыс. м — 4,1 мин), хороший потолок (11 800 м) и маневренность, простота в пилотировании сделали Як-3 любимым самолетом летчиков-истребителей. В конструкции Як-3 был воплощен опыт коллектива, уже создавшего ряд отличных боевых машин, и советы летчиков[источник не указан 39 дней], которые на них воевали, достижения промышленности, которая дала конструкторам материалы, позволившие спроектировать машину с нагрузкой на крыло, близкой к 200 кг/м2. В заключении НИИ ВВС отмечалось, что Як-3 с двигателем ВК-107А "...по основным летно-техническим данным в диапазоне высот от земли до практического потолка является лучшим из известных отечественных и иностранных истребителей". Заводы построили 4848 самолетов Як-3.
По окончании войны французские лётчики полка Нормандия-Неман на 41 истребителе Як-3, переданных в дар, вылетели во Францию. Эти самолёты стояли на вооружении Франции до 1956 года
Модификации
Як-3П ВК-105ПФ2 — серийная модификация с чисто пушечным вооружением (1 мотор-пушка Б-20М и 2 синхронные Б-20С), незначительно изменена конструкция планера и установлено новое радиооборудование. Самолёт «опоздал» на войну, с августа 1945 выпущено 596 экземпляров. Як-3 с ВК-107А Як-3 с ВК-108 — версия с более мощным двигателем ВК-108 («потомком» ВК-107А), развивавшим мощность на взлёте 1800—1850 л.с. Новый мотор имел новый двухскоростной нагнетатель с лопатками Поликовского и очень напряжённый тепловой режим, был недоведён и очень ненадёжен. Модификация Як-3 с ВК-108 стала самым быстрым советским поршневым истребителем, показав на испытаниях скорость 745 км/ч. Як-3К — версия с крупнокалиберным орудием НС-45, оказавшаяся менее удачной, чем Як-9К, из-за сильной отдачи при меньшем весе Як-3ПД Як-3Р — с ракетным ускорителем конструкции В. П. Глушко Як-3Т — опытная противотанковая версия с 1×Н-37 (25 снарядов) и 2×Б-20 (100 снарядов) Як-3Т-57 Як-3ТК — использован мотор ВК-107А с турбокомпрессором Як-3У — созданная в 1945 году версия с АШ-82ФН Як-3УТИ
Як-3 Назначение: Фронтовой истребитель Первый полёт: 1943 Принят на вооружение: 1944 Разработчик: ОКБ имени Яковлева Производитель: Тбилисский авиазавод Всего построено: 4848 Характеристики Экипаж: 1 чел Крейсерская скорость: 560 км/ч Макс. скорость: 650 км/ч Макс. скорость у земли: 567 км/ч Макс. скорость на высоте: 646 км/ч Дальность полёта: 648 км Практический потолок: 10 700 м Скороподъёмность: 1 111 м/мин Размеры Длина: 8,49 м Высота: 2,38 м Размах крыла: 9,20 м Площадь крыла: 14,83 м² Масса Пустой: 2 123 кг Снаряжённый: 2 650 кг Силовая установка Двигатели: ПД ВК-105ПФ2 Тяга (мощность): 1 260 Вооружение Стрелково-пушечное вооружение: 1×20-мм пушка ШВАК, 2×12,7-мм пулемёта УБС
|