И-153 «Чайка» — советский поршневой истребитель 30-х — 40-х годов.
Создан в ОКБ Поликарпова в 1938 году. Является непосредственным развитием (третьей версией, что и отражено в названии) самолёта И-15. Основное отличие — убираемые колеса (лыжи). Кроме того, многое в конструкции было пересмотрено. Введена бронеспинка. Считался наиболее совершенным серийным истребителем такой схемы.
Первое боевое применение — в Монголии, во время боёв с японцами за Халхин-Гол, но уже тогда нес большие потери и мог применяться только совместно с И-16. Использовался в Китае и в Финской кампании. К началу Великой Отечественной войны окончательно устарел и не мог даже догнать некоторые модификации Ju.88 и Дорнье, не говоря уже про Bf.109, ввиду низкой скорости. Однако в начале войны применялся в качестве истребителя, в том числе в ПВО при обороне Москвы, а также в качестве лёгкого штурмовика.
Конструкция
Аэродинамическая схема — полутораплан. Верхнее крыло выполнено по схеме «чайка» Шасси убирающиеся Дополнительное оснащение: подвесные баки реактивные снаряды РС-82 бомбы ВАП
Модификации
И-153 — М-25В — первые серийные экземпляры И-153П — М-62 - как предыдущий но вместо 4-х БС 2 ШВАК — синхронные. Был в серии (построено 8 машин). И-153В — М-62 Высотный с герметической кабиной (сварной) А. Я. Щербакова. Опытный. И-153В — М-63 ТК.ГК. 2 турбокомпрессора ТК-3 и мягкой кабиной. Опытный
Известные лётчики, сражавшиеся на И-153
Бондаренко, Михаил Захарович — дважды Герой Советского Союза Речкалов, Григорий Андреевич — дважды Герой Советского Союза Авдеев, Александр Фёдорович — Герой Советского Союза Антонов, Яков Иванович — Герой Советского Союза Технические характеристики Экипаж: 1 (пилот) Длина: 6,275 м Размах крыла: верхнего: 10,0 м нижнего: 7,5 м Высота: 3,425 м Площадь крыла: 22,14 м² (обоих крыльев) Масса пустого: 1 348 кг Нормальная взлётная масса: 1 765 кг Максимальная взлётная масса: 1 859 кг Масса топлива во внутренних баках: 240 кг Объём топливных баков: 316 л Силовая установка: 1 × радиальный М-62 Мощность двигателей: 1 × 1000 л.с. (1 × 610 кВт (номинальная, у земли)) Воздушный винт: ВИШ АВ-1 Диаметр винта: 2,8 м
Лётные характеристики Максимальная скорость: у земли: 366 км/ч на границе высотности: 426 км/ч Скорость сваливания: 110 км/ч Практическая дальность: 740 км Практический потолок: 11 000 м Скороподъёмность: 15 м/с Время набора высоты: 3000 м: 5,5 мин. 11000 м: 31 мин. Нагрузка на крыло: 84 кг/м² Тяговооружённость: 328 Вт/кг Длина разбега: 106 м
Вооружение Стрелково-пушечное: 4 × 7,62 мм пулемёта ШКАС с боекомплектом 2500 патр. Неуправляемые ракеты: до 8 × РС-82 Бомбы: до 200 кг
Тип истребитель Производитель №1 (Москва) Главный конструктор Поликарпов Н. Н. Первый полёт август 1938 Начало эксплуатации 1939 Конец эксплуатации 1945 Статус снят с вооружения Основные эксплуатанты ВВС СССР Годы производства осень 1939 - 1941 Единиц произведено 3 437 Базовая модель И-15
|